Уоллес

Влияние радикальных реформ на Россию

Влияние радикальных реформ на Россию

М. Уоллес Когда в начале нынешнего царствования крепостное право было уничтожено, и администрация подверглась радикальным рефор­мам, вдруг возродилось сильное, здоровое общественное мнение. Некоторое время общество бредило добродетельным негодованием против господствующих злоупотреблений и выставляло на позор выдающихся преступников. Действие этого порыва чувствуется и доныне, так что многое, что прошло бы незамеченным тридцать лет тому назад, теперь(…)

Гостиницы центральные, гостиницы провинциальные

Гостиницы центральные, гостиницы провинциальные

М. Уоллес Города, в которые наиболее стекается иностранцев, — Петербург, Москва, Одесса, — обладают уже гостиницами, могущими выдер­жать сравнение с западноевропейскими; некоторые из более важ­ных губернских городов также могут доставить в этом отношении кое-какие удобства; но все-таки остается еще многое сделать для того, чтобы западный европеец мог путешествовать с комфортом даже по главным путям. Чистота(…)

Домашние рабы — дворовые

Домашние рабы – дворовые

М. Уоллес <…> Кроме крестьян были еще дворовые, состоявшие в личном ус­лужении у господина, и о них я должен сказать несколько слов от­дельно. Дворовые были скорее домашними рабами, чем крепостными в собственном значении этого слова. Но не будем без нужды оскорб­лять щепетильное самолюбие русских употреблением такого не­благозвучного термина. Мы можем называть этот класс людей “слугами”,(…)

Екатерина Вторая и раскол в русской православной церкви

Екатерина Вторая и раскол в русской православной церкви

М. Уоллес Со вступлением на престол Екатерины II, гордившей­ся дружбою с философами, для раскола настала новая эра. Императрица, проникнутая теми понятиями о веро­терпимости, которые тогда были в ходу в Западной Ев­ропе, отменила различные ограничения прав, существо­вавшие для раскольников, и пригласила тех из них, ко­торые бежали за границу, возвратиться на родину. Ты­сячи раскольников последовали этому призыву,(…)

Знахарка и фельдшер — два периода в истории медицинской науки

Знахарка и фельдшер – два периода в истории медицинской науки

М. Уоллес Знахарка и фельдшер представляют собою два различных периода в истории медицинской науки — волшебный и научный. У русского крестьянина осталось еще много поверий, принадлежащих к первому периоду. Большая часть крестьян готова, при обыкновенных об­стоятельствах, прибегать к научным средствам лечения; но лишь только начинается сильная эпидемия и научные медицинские сред­ства оказываются недостаточными, старая вера(…)

Какое впечатле­ние производило законодательство Петра I на русские города

Какое впечатле­ние производило законодательство Петра I на русские города

М. Уоллес Постройка городов имела мало практических резуль­татов. Легко было создать известное число городов в официальном смысле слова. Для преобразования дерев­ни в город нужно было только приготовить избу или дом для уездного суда, другое помещение для полицей­ского управления, третье для тюрьмы и так далее. В назначенный день губернский чиновник приезжал из губернского города, собирал чиновников,(…)

Крестьянская сходка

Крестьянская сходка

М. Уоллес Крестьянская сходка служит верным отражением хороших и дур­ных качеств сельского населения. Решения ее отличаются практи­ческим смыслом, но иногда отклоняются от истинного пути под дурным влиянием, преимущественно вследствие пьянства. Россия. В 2 т. СПб., 1880. Т. 1. С. 156.

Образование за границей при Петре Первом давало не много пользы

Образование за границей при Петре Первом давало не много пользы

М. Уоллес Лица, посылаемые за границу учиться полезным ре­меслам, выучивались мало и мало извлекали пользы из приобретенных знаний. Возвращаясь на родину, они весьма скоро делались жертвами снотворного влияния окружавшей их среды. Россия. В 2 т. СПб., 1880. Т. 1. С. 208.

Образовательные реформы Петра имели практическую цель

Образовательные реформы Петра имели практическую цель

М. Уоллес Умственное движение, начатое Петром, имело харак­тер чисто практический. Он сам с головы до ног был утилитарист и ясно понимал, что его народу недоставало не богословского или философского просвещения, но познаний чисто практических, применимых к потребно­стям ежедневной жизни. Он не имел нужды ни в бо­гословах, ни в философах, но в сухопутных и морских офицерах,(…)

Общество в Великом Новгороде во времена царствования Николая II

Общество в Великом Новгороде во времена царствования Николая II

М. Уоллес В обществе такого города, как Новгород, несомненно, должно быть немало людей образованных и приятных, но оно не блестяще и не интересно. Хотя оно постоянно меняется вследствие системы частых перемещений чиновников из одного города в другой, но оно упорно сохраняет, несмотря на прилив свежей крови, свой главный, скучный, характер. Новый чиновник, приехав, делает визиты(…)

Отношение к мусульманской, римско-католической и протестантской религиям с русской точки зрения

Отношение к мусульманской, римско-католической и протестантской религиям с русской точки зрения

М. Уоллес <…> С русской точки зрения существуют два различных рода ереси, отличающиеся друг от друга не догматами, которые в них признаются, а национальностью тех лиц, которые их исповедуют. Русскому кажется совершенно естественным, что татарин исповедует мусульманскую религию, поляк — римско-католическую, а немец — протестантскую; факт русского подданства вовсе не обязывает татарина, поляка или немца(…)

Пагубное влияние крепостного права в России

Пагубное влияние крепостного права в России

М. Уоллес Я пытался описать крепостное право не столько в исключительных, чудовищных его проявлениях, сколько в нормальных, обыденных его формах. Что касается чудовищных проявлений, то я имею под рукой такую богатую коллекцию материалов, которой хватило бы на целый ряд сенсационных романов, но я не привожу этих фактов, так как не думаю, что уголовные летописи какой-нибудь(…)

Привычка порож­дает равнодушие

Привычка порож­дает равнодушие

М. Уоллес На дорогах время от времени встречаются мосты <…>. Не желая без нужды напрягать чувства читателя, я воздерживаюсь от описания разных неприятных случаев, кончающихся синяками и переломами костей, и расскажу только вкратце как совершается благополучная переправа. Если возможно приблизиться к мосту, не попав в грязь по коле­на, то лучше, во избежание опасности, перейти пешком(…)

Пьянство при старом режиме

Пьянство при старом режиме

М. Уоллес Вообще же деревенский праздник в России представляет одно из самых печальных зрелищ, какие я когда-либо видел. Такие празд­ники служат новым доказательством того, — что, увы, в новых до­казательствах не нуждается, — что северные народы, умеющие так хорошо работать, совершенно не умеют веселиться. Во Франции, в Италии народное празднество представляет приятное зрелище, за­ставляющее нас(…)

Развитие торговли и промышленности в XIX веке

Развитие торговли и промышленности в XIX веке

М. Уоллес Развитие торговли и промышленности, конечно, обогатило торго­вые классы, но не очень изменило их образ жизни. Несмотря на но­вые условия, они во многих отношениях консервативны. Разбога­тев, русский купец строит себе хороший дом или покупает и отде­лывает вновь дом какого-нибудь разорившегося дворянина и не жа­леет денег на паркеты, громадные зеркала, малахитовые столы, ро­яли лучших мастеров(…)

Религия как собрание обрядов

Религия как собрание обрядов

М. Уоллес Простой народ всюду и всегда склонен смотреть на религию как на ряд таинственных обрядов, имеющих сокровенную силу преду­преждать бедствия в этой жизни и подготовлять блаженство в будущей. Русского крестьянина нельзя исключить из этого общего пра­вила, а русская церковь не сделала всего того, что могла бы сделать для изменения такого мнения и для более(…)

Россия XIX столетия глазами Запада и Востока

Россия XIX столетия глазами Запада и Востока

М. Уоллес Так как о “неисправимой лености” русского мужика много гово­рится и пишется, то здесь не мешает сказать несколько слов об этом предмете. Русский мужик, бесспорно, отличается большою непово­ротливостью движений: он даже неповоротливее английского сель­ского рабочего, но не помещикам упрекать его в лени. <…> Так, например, петербургский чиновник, пишущий филиппики против крестьянской лени, считает, что(…)

Россия в XIX- начале XX века

Россия в XIX- начале XX века

М. Уоллес Лица, желающие наслаждаться впечатлением при виде декораций, никогда не должны ходить за кулисы. Точно так же тот, кто желает сохранить иллюзию, что русские города живописны, никогда не должен входить в них, а довольствоваться зрелищем их издали. Прогулка по улицам неизбежно уничтожает всякую иллюзию и вполне доказывает, что неправильность при неопрятности никак не может(…)

Русская колонизация в северной полосе в XII столетии

Русская колонизация в северной полосе в XII столетии

М. Уоллес Отсутствие религиозного фанатизма очень облегчило русскую колонизацию в северной полосе, и в особенно­сти ему способствовало миролюбивое настроение русско­го крестьянина. Русский крестьянин точно создан для мир­ной, земледельческой колонизации. Среди нецивилизо­ванных племен он добродушен, вынослив, миролюбив, способен терпеть крайний недостаток и отлично умеет приноравливаться к обстоятельствам. У него в характере вовсе нет высокомерного сознания личного(…)

Русское дворянство при Екатерине Второй

Русское дворянство при Екатерине Второй

М. Уоллес Русский дворянин легко научался языку французско­го gentilhomme’a и успевал переделать свою физическую и умственную внешность на французский манер; но те более ловкие и глубоко лежащие особенности человече­ской природы, которые вырабатываются накоплением опыта в целом ряде поколений, не могли так быстро и легко измениться. Французский «gentilhomme» являлся прямым потомком феодального барона, и все основные(…)

Русское духовенство XIX столетия

Русское духовенство XIX столетия

М. Уоллес Говоря о теперешнем русском духовенстве, не следует забывать, ка­кую оно прошло суровую школу; кроме того, нужно принять в со­ображение дух, веками господствовавший в восточной церкви, — я подразумеваю сильное стремление как духовного, так и граждан­ского сословия придавать необыкновенное значение церковным обрядам. <…> Народ говорит: “Каков поп, таков и приход”, но точно также можно(…)

Упорное, пассивное сопротивление русского крестьянина

Упорное, пассивное сопротивление русского крестьянина

М. Уоллес Русский крестьянин обладает такою силою выносливости и терпе­нья, которая сделала бы честь любому мученику; его способность к продолжительному, упорному, пассивному сопротивлению не име­ет ничего подобного себе среди других классов европейского насе­ления <…>. Россия. В 2 т. СПб., 1881. Т. 2. С. 257.

Характер русской деревни

Характер русской деревни

М. Уоллес Такие случаи, естественно, должны изумлять иностранца и, благо­даря им, он способен произнести очень строгий приговор над рус­скими крестьянами вообще. <…> Я слышал, как эти замечания в различных формах повторялись немцами по всей стране, и в них должна быть некоторая доля правды, потому что даже знаменитый славянофил однажды публично согласился, что крестьянин имеет наклонность(…)

Чужеземные поселенцы в эпоху Российской империи

Чужеземные поселенцы в эпоху Российской империи

М. Уоллес Из всех чужеземных поселенцев немцы многочисленнее других. Цель правительства, приглашавшего их селиться в стране, заключа­лась в том, чтобы они возделывали незаселенную землю и, следова­тельно, увеличивали национальное богатство, и чтобы они в то же время цивилизующим образом влияли на соседних русских крестьян. В последнем отношении колонистам совершенно не удалось исполнить свою миссию. Русское селение,(…)