Русское духовенство XIX столетия

М. Уоллес

Говоря о теперешнем русском духовенстве, не следует забывать, ка­кую оно прошло суровую школу; кроме того, нужно принять в со­ображение дух, веками господствовавший в восточной церкви, — я подразумеваю сильное стремление как духовного, так и граждан­ского сословия придавать необыкновенное значение церковным обрядам.

<…> Народ говорит: «Каков поп, таков и приход», но точно также можно бы и сказать: «Каков приход, таков и поп». Большая часть священников, как и большая часть вообще людей, ограничивается исполнением того, чего от них требуют, и на характер их в некотором роде влияют идеи и взгляды прихожан. Это станет более ясным, если мы сравним русского священника с протестантским пастырем.

По понятиям протестанта, деревенский священник должен быть человек почтенный, примерного поведения и некоторым образом развитой и воспитанный. Он обязан объяснять каждую неделю сво­им слушателям простыми, выразительными словами великие хрис­тианские истины и убеждать своих прихожан идти по пути правды. Кроме того, он утешает страждущих, помогает нуждающимся, сове­тами поддерживает тех, кто сомневается, и увещевает совративших­ся с пути истинного. Таким народ представляет себе пастора, и поч­ти все пасторы осуществляют этот идеал, по крайней мере по внеш­ности.

Русскому же священнику прихожане не предъявляют подобного идеала. От него требуется только, чтобы он не нарушал некоторых церковных постановлений и в точности отправлял обряды и цере­монии, предписанные церковью. Если он исполняет это без вымо­гательства денег, прихожане его будут совершенно довольны. Он редко говорит проповеди и поучения и вовсе не старается приобре­сти влияние на своих прихожан. Мне рассказывали о существова­нии русских священников, приближающихся к описанному мною идеалу протестантского священника, но мне не случалось их видеть, и я решаюсь утверждать, что подобных священников сравни­тельно очень немного.

При выше сделанном сравнении я упустил из вида нечто весьма существенное. Протестантское духовенство способствовало во всех странах народному образованию. Причину этого найти не трудно. Чтобы быть хорошим протестантом, надо «читать Писание», а для этого надо уметь читать. По понятиям же русских можно быть очень хорошим православным и не читая Писания, и потому перво­начальное обучение не имеет в глазах православного священника того значения, какое оно имеет в глазах протестантского пастора.

Россия. В 2т. СПб., 1880. Т. 1. С. 75-77.