Российская империя

А. Никитенко Еще одна нравственная болезнь нашего, так называемого, мысля­щего поколения — это беглость мысли. Мы не идем по пути мысли твердым логическим шагом, а бежим сломя голову, и притом без всякой определенной цели, часто влекомые одним только желани­ем отличиться и обратить на себя внимание. На этом бегу мы схва­тываем кое-какие идеи, познания, кое-какие убеждения,(…)

ПОЛЯКОВЫ - предприниматели, банкиры, участники железнодорожного строительства, братья: 1) Самуил Соломонович (1837-88), строитель и владелец ряда железных дорог, основатель многих банков. 2) Лазарь Соломонович (1842-1914), основатель банкирского дома в Москве, член правлении ряда банков и акционерных обществ, финансировал строительство хоральной синагоги в Москве. 3) Яков Соломонович (1832-1909), основатель ряда банков (в т.ч. в Персии), вице-президент Еврейского(…)

Москва — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа

Москва – средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа

А. Гакстгаузен Москва имеет значение для русского народа, какого ни один город ни в одной стране не имеет для своего народа. Она — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа. Во всей этой неизмеримой стране нет ни одного великоросса от Архангельска до Одессы, от Тобольска до Новгорода, который бы не говорил о “святой матушке” Москве(…)

“Бей жену — не горшок, не разобьется”

“Бей жену — не горшок, не разобьется”

А. Рейнбот У нас развод вследствие пьянства невозможен; жена обязана терпе­ливо переносить побои и оскорбления пьяного мужа, переносить, как он отнимает у нее и пропивает ее заработок, пускает по миру се­мью; лишь с большим трудом и протекцией может она по усмотре­нию полицейских властей получить документ на отдельное житель­ство — другой защиты в законе она не(…)

“Боже, как гру­стна наша Россия”

“Боже, как гру­стна наша Россия”

Н. Бердяев Пушкин, прочитав “Мертвые души”, воскликнул: “Боже, как гру­стна наша Россия”. Это восклицала вся русская интеллигенция весь XIX век. И она пыталась уйти от непереносимой грусти русской действительности. Этой идеальной действительностью была или допетровская Россия, или Запад, или грядущая революция. Русская эмоциональная революционность определялась этой непереноси­мостью действительности, ее неправдой и уродством. При этом пе­реоценивалось(…)

“В нем света мало, но теплоты много”

“В нем света мало, но теплоты много”

В. Вейдле Можно сказать, что там, где кончаются “личные отношения”, начинается сразу ими же вызванная антитеза: царство сугубо механического государственного устройства, “военщины”, “казенщины”, того, за что проклинали Петра и ненавидели Николая I, за что, в частности, так ненавидел его Толстой. Противоположность нужно видеть здесь не между самодержавием и свободой, а между бездушием государственной машины и(…)

“Взятки — хлеб насущный”

“Взятки — хлеб насущный”

И. Рева Говорят, история не стоит. Может быть это и верно, только не для здешних мест (Архангельская губ. — С. И.); по крайней мере остает­ся без движения ее, так сказать, административная сторона. Как прежде воеводы, дьяки и всякая иная приказная строка двигалась с юга на далекий север, “в нормы”, так и теперь исправники и иной(…)

“Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!

“Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!

А. Герцен Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы — это или мартиро­лог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило пра­вительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться(…)

“Гром не грянет — мужик не перекрестится”

“Гром не грянет — мужик не перекрестится”

А. Герцен Русский народ религиозен, потому что народ при современных политических условиях не может оставаться без религии. Просвещенное сознание — следствие прогресса; истина и мысль до сих пор су­ществуют лишь для немногих. Народу же религия заменяет все, она отвечает на все его эстетические и философские вопросы, возника­ющие в человеческой душе на всех ступенях развития. Фантастиче­ская(…)

“Гулящие люди”

“Гулящие люди”

Н. Голикова В ряде городов Поволжья число «пришлых людей» не уступало по количеству местному посадскому насе­лению [...]. Одни уходили в город на заработки с раз­решения своих владельцев. Другая часть состояла из лиц, называвших себя «гулящими людьми». [...] Для правительства не оставалось тайной присут­ствие среди «гулящих людей» большого количества за­висимых беглых людей. [...] На Волге можно(…)

“Гусляки”, “шувалики”, “косулинские нищие”

“Гусляки”, “шувалики”, “косулинские нищие”

С. Максимов Одни в самом деле нищают, придя по силе обстоятельств в крайнюю бедность и, при недостатке сил и энергии, ноют под чужими окнами и вымаливают себе насущную помощь. Другие, с примера и в подра­жание этим, нищатся, как верно выражаются в деревнях, т. е. при­творяются нищими и побираются именем Христовым без нужды. Все они одной(…)

“Доводы сердца” выше воли и рассудка

“Доводы сердца” выше воли и рассудка

Ф. Достоевский <…> Наш народ <…> готов забыть целые муки за одно ласковое слово. Записки из Мертвого дома // Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1972. Т. 4.С. 150. Н. Гоголь Поощрение слишком важная вещь для русского человека. Н.В. Гоголь — С. П. Шевыреву. 1844 // Полн. собр. соч. в 14 т. М., 1952.(…)

“За границей русский чувствует себя на воле”

“За границей русский чувствует себя на воле”

Де Белькур [...] за границей русский чувствует себя на воле, а в России же он задумчив, мрачен, боязлив и принижен до подлости пред теми, в ком нуждается. Заметки француза о Москве в 1774 году. Пуб­ликация Н.И. Дмитриева//Русский архив. 1875. Кн. 11. С. 280.

“Как ни молись, а все чертям достанется”

“Как ни молись, а все чертям достанется”

B. Ключевский Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом — единственное дело, удавшееся этому тунеядно­му сословию. <…> Русский простолюдин — православный — отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для(…)

“Многоярусный” быт русской провинции

“Многоярусный” быт русской провинции

Н. Гиляров-Платонов Один из умнейших людей России (П.В. Киреевский) говаривал, что Россия живет в многоярусном быте. Часть не дошла еще до XVIII столетия, а где-нибудь в Пинских лесах, отрезываемых от остального мира болотами на целые полгода <…>, живо, пожалуй, XIII столетие. Подобные же границы столетий пролегают и в од­ной местности, но в разных слоях населения.(…)

“Москва близко! Москвой пахнет!”

“Москва близко! Москвой пахнет!”

М. Салтыков-Щедрин <…> Известно, что никто не выделяет такую массу естественных зловоний, как благополучный человек. Что ему! Щи ему дают такие, что не продуешь; каши горшок принесут — и там в середке просверлена дыра, налитая маслом; стало быть, и тут не продуешь. И так до трех раз в день, не говоря об чаях и сбитнях,(…)

“Мы все учились понемногу…”

“Мы все учились понемногу…”

И. Бунин “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь”. Да и делали мы тоже только кое-что, что придется, иногда очень го­рячо и очень талантливо, а все-таки по большей части как Бог на душу положит — один Петербург подтягивал. Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были, в сущнос­ти, страшные. А отсюда, между прочим, и идеализм наш,(…)

“На всех московских есть особый отпечаток”

“На всех московских есть особый отпечаток”

Г. Федотов В татарской школе, на московской службе выковался особый тип русского человека — московский тип, исторически самый крепкий и устойчивый из всех сменяющихся образов русского националь­ного лица. Этот тип психологически представляет сплав северного великоросса с кочевым степняком, отлитый в формы осифлянского православия. Что поражает в нем прежде всего, особенно по сравнению с русскими людьми(…)

“Назад, в Россию!”

“Назад, в Россию!”

П. Кропоткин “Назад, в Россию!” — такова мечта, неустанно преследующая всякого ссыльного. Его могут сослать на Сахалин, но мысли его непре­станно обращены к Западу и даже с Сахалина он будет всячески пытаться вернуться в свою родную деревню, увидать свою заброшенную избу. <…> До тех пор пока бродяги ничего не украли, они могут быть уверены, что(…)

“Общество” и “народ” Архангельской губернии

“Общество” и “народ” Архангельской губернии

И. Рева <…> Здесь, на севере (Архангельская губ. — С. Я.), того элемента, который принято в обществе и литературе называть интеллигенцией, нет; по крайней мере, мне не случалось видеть его или встречаться с ним. Есть чиновники, есть купцы, есть мещане, есть крестьяне (между этими двумя классами не только резкой, но и никакой, кажется, разницы не(…)

“Отбывание школы” — тяжкая повинность

“Отбывание школы” – тяжкая повинность

А. Энгельгардт Можете себе представить, каково было мое удивление, когда вскоре после моего водворения в деревне ко мне раз пришел мужик с просьбою заступиться за него потому, что у него не в очередь берут сына в школу. —Заступись, обижают, — говорил он, — сына не в очередь в школу требуют, мой сын прошлую зиму школу(…)

“Повесить! Непременно повесить, дабы народ видел”

“Повесить! Непременно повесить, дабы народ видел”

В. Ленин В Пензу. Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам. Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь везде “последний решительный бой” с кулачьем. Обра­зец надо дать. 1) Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийцев. 2) Опубликовать их(…)

“Сибирский” — не “российский”

“Сибирский” — не “российский”

П. Небольсин Коренной сибиряк-мужик стоит в отношении благосостояния на высшей точке в сравнении с великороссийским мужиком <…>. Черты лица его и взор показывают в нем человека умного, но скрытного и чрезвычайно хитрого; он не разговорчив и отделывает­ся от расспросов постороннего человека учтивым вы, хотя бы разго­варивал с таким же, как и сам крестьянином, и многознаменатель­ным(…)

“Учиться навигации зимой, а летом ходить на море”

“Учиться навигации зимой, а летом ходить на море”

П. Пекарский Впоследствии времени не мало было отправлено в Голландию учеников, кончивших учение в навигацкой школе: о заграничной жизни этих навигаторов — так называли их тогда — сохранились известия в делах Глав­ного морского архива. Князь Иван Львов нарочно жил в Голландии, надзирая за учившимися там русскими, и нередко писал на них жалобы. [...] В одном(…)

“Хлеба с душу и денег с нужу”

“Хлеба с душу и денег с нужу”

И. Васьянов Автору “Писем из деревни” удалось подметить весьма характерное словцо разжившегося мужика, у которого хотели нанять лошадей до ближайшего полустанка, отстоящего всего на шесть верст: “Не, не поеду, вишь какая ростепель, мокреть на дороге, поспрошай в дру­гом дворе, може кто и поедет, а я не поеду”. <…> Это та возможная будущность, которая ожидала бы(…)