Лихачев

«Бытовая демократия» в русских домах

«Бытовая демократия» в русских домах

Д. Лихачев «Бытовая демократия» всегда была более сильна в России, чем на Западе. Несмотря на крепостное право! Помещики, особенно их дети, часто дружили с дворо­выми. Были и няньки и дядьки из крестьян — Арины Родионовны, Савельичи. На этом фоне и Лев Толстой не был удивителен. Англичанин Грахам в книге «Неизвестная Россия» писал: «Русские женщины всегда(…)

«Рать без перерыва»

«Рать без перерыва»

Д. Лихачев С 70-х годов XII в. начинается «рать без перерыва». Натиск половцев разбивается об ответные наступатель­ные походы русских князей. Однако после ряда пораже­ний половцы объединяются под властью хана Кончака. Половецкие войска получают великолепную организацию и хорошее вооружение. В их армии появляются и ката­пульты, и баллисты, и «греческий» («живой») огонь, огром­ные передвигавшиеся «на возу высоком»(…)

Азия и “Европа в русской душе

Азия и “Европа в русской душе

Г. Федотов Национальная душа не дана в истории. Этническая психея служит лишь сырым материалом для нее, да и психей этих множество: сла­вяне, финны, тюрки — все отложилось в русской душе. Нация не дерево и не животное, которое в семени несет все свои возможности. Нацию лучше сравнить с музыкальным или поэтическим произведением, в котором первые такты(…)

Академик Лихачев о “Повести временных лет”

Академик Лихачев о “Повести временных лет”

Д. Лихачев Бесспорно, одна из лучших русских летописей — «Повесть временных лет», составленная в 1110— 1 1 1 8 гг. [...] Нестор связал русскую историю с мировой, придал ей центральное значение. [...] Показать Русскую землю в ряду других европейских стран, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой(…)

Иван Грозный: от торжества к край­нему раскаянию

Иван Грозный: от торжества к край­нему раскаянию

Д. Лихачев Грозный принял на себя ответственность за решение всех политических и нравственных вопросов своего вре­мени. Рядом с Иваном Грозным не могло быть других взглядов. Грозный полагал, что только он один как «пома­занник Божий» может судить людей и историю. В его цар­стве никто не смел высказывать иных суждений, — суж­дений, не согласных с тем, что(…)

Идеал «Домостроя»

Идеал «Домостроя»

Д. Лихачев [...] памятник, который чрезвычайно характерен для се­редины XVI века, — это «Домострой». Перед нами унифи­кация, идеализация и поэтизация быта, доведенные до предела возможного. Это не просто сборник по большей части мелких практических советов — как солить рыжики или наказывать слуг и детей, или как класть чистую посу­ду, ложки и плошки, — обязательно «опрокинуто(…)

Катастрофа татаро-монгольского нашествия

Катастрофа татаро-монгольского нашествия

Д. Лихачев Развитие русской культуры в XI— начале XIIIв. пред­ставляет собою непрерывный поступательный процесс, про­цесс, который накануне татаро-монгольского нашествия до­стиг своего наивысшего уровня: в живописи — новгородские фрески, в архитектуре — владимиро-суздальское зодчество, в литературе — летописи и «Слово о полку Игореве». Про­никновение в культуру высших классов общества народных начал делает вторую половину XIIв. и(…)

Классо­вый взрыв после смерти Ивана Грозного

Классо­вый взрыв после смерти Ивана Грозного

Д. Лихачев С конца XVIвека в России создается бурная обстанов­ка надвигающейся, а затем развившейся «Смуты», вско­лыхнувшей все русское общество снизу доверху. Террор Ивана Грозного сдерживал, но одновременно и усиливал классовое напряжение, а когда смерть его положила на­чало династическим неурядицам и борьбе за власть, за престол, то борьба эта быстро перешла в могучий классо­вый взрыв. Иноземная(…)

Народный фольклор об Иване Грозном

Народный фольклор об Иване Грозном

Д. Лихачев В своих исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с консервативным боярством, одобрял присоединение Сибири и Казани и образование сильного государства, способного оказывать могущественное со­противление внешним вторжениям. Культура русского народа. М. — Л., 1961. С.81. Миниатюра: Андрей Ковальчук, “Молящийся Иван Грозный”

Освободительная борьба начала XVII века

Освободительная борьба начала XVII века

Д. Лихачев Активное участие всего русского народа в обороне ро­дины не раз спасало Русь перед лицом внешней опасно­сти. [...] Освободительная борьба начала XVII в. ясно обнару­жила глубокое развитие во всех слоях населения чувства гражданского долга, сознание личной ответственности каждого за судьбу всей Русской земли в целом. Жители городов и сельское население — нижегородцы, смольняне, ярославцы,(…)

Развитие Руси XIV-XV столетий в творчестве Андрея Рублева

Развитие Руси XIV-XV столетий в творчестве Андрея Рублева

Д. Лихачев Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой сказались нацио­нальные черты. Высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства — черты не лично авторские; они взяты им из русской действительности. В этом убеждает воплощенный в его произведениях образ человека. Он не мог быть выду­ман художником, он реально существовал в русской жизни. Грубые(…)

Суды народного мнения начала XVII столетия

Суды народного мнения начала XVII столетия

Д. Лихачев Крестьянская война постепенно вытравливала из народно­го сознания старое отношение к монарху как к наследственно­му, богоизбранному и человеческому суду неподсудному гла­ве государства. Человеческий суд совершился и над Годуно­вым, и над Василием Шуйским, и над многими самозванцами. Этот суд был сперва судом народного мнения, а затем и су­дом действия. Характеры монархов обсуждались людьми «юнними», «малыми»,(…)