Костомаров

Армейская реформа Петра I: злоупотребления при наборе рекрутов

Армейская реформа Петра I: злоупотребления при наборе рекрутов

Н. Костомаров При наборе рекрут происходили злоупотребления. Рекрут приводили в города скованными и держали, как преступников, долгое время по тюрьмам и острогам. Из­нуряли их и теснотою помещения, и плохою пищею. По донесению фискалов, при отправке как рекрут, так и рабочих в губерниях удерживали следуемые на их про­довольствие кормовые деньги и провиант, не давали им одежды(…)

Бунты в эпоху Петра I

Бунты в эпоху Петра I

Н. Костомаров Народ естественно был склонен к бунту; но в средине государства, где было войско и где высший класс был за царя, взрыву явится было неудобно. Бунты начали вспыхивать на окраинах, как то и прежде не раз дела­лось в истории Московского Государства. Летом 1705 года началось волнение в Астрахани; заводчиками бунта были съехавшиеся туда торговцы(…)

Василий Шуйский в сане государя

Василий Шуйский в сане государя

Н. Костомаров […] Василий Шуйский был совершенною противопо­ложностью этому загадочному человеку. Трудно найти ли­цо, в котором бы до такой степени олицетворялись свой­ства старого русского быта, пропитанного азиатским за­стоем. В нем видим мы отсутствие предприимчивости, бо­язнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость — качества, которыми русские приводили в изумление иноземцев; он(…)

Введение на Руси Нового года

Введение на Руси Нового года

Н. Костомаров В декабре 1699 года объявлено, что вперед летоис­числение будет ведено не от сотворения мира, а от Рож­дества Христова, и новый год будет праздноваться не 1-го сентября, а 1-го января, по образцу всей Европы. Новый 1700-й год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами,(…)

Вера в тайное могущество слова и религия Славян

Вера в тайное могущество слова и религия Славян

Н. Костомаров Славяне […] жили небольшими общинами, которые имели свое средоточие в городах — укрепленных пунктах защиты, народных собраний и управления. […] Религия их состояла в обожании природы, в признании мыслящей че­ловеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т.п. […] Верили они также(…)

Влия­ние монастырского взгляда на христианское общество в XII столетии

Влия­ние монастырского взгляда на христианское общество в XII столетии

Н. Костомаров В эпоху, когда Русь приняла христианство, православ­ная церковь была пропитана монашеским духом и религи­озное благочестие находилось под исключительным влия­нием монастырского взгляда. Сложилось представление, что человек может угодить Богу более всего доброволь­ными лишениями, страданиями, удручением плоти, отрече­нием от всяких земных благ, даже самоотчуждением от себе подобных, — что Богу приятна печаль, скорбь, слезы человека;(…)

Дезертирство и бандитизм в эпоху Петра I

Дезертирство и бандитизм в эпоху Петра I

Н. Костомаров […] за побег угрожали смертною казнью не только самим беглым, но и тем, которые будут их передержи­вать, не станут доносить о них и не будут способство­вать их поимке. Но беглых солдат было так много, что не было возможности всех казнить, и было принято за правило из трех пойманных одного повесить, а двух бить(…)

Димитрий: человек нового, зачинаю­щегося русского общества

Димитрий: человек нового, зачинаю­щегося русского общества

Н. Костомаров У нас думали, что названный царь Димитрий воору­жил против себя русский народ своею привязанно­стью к иноземцам, пренебрежением к русским обыча­ям и равнодушием к требованиям тогдашнего благоче­стия. Но вглядываясь ближе в смысл событий, увидим не то: поведение Димитрия действительно не могло нравиться строгим блюстителям неподвижности, но никак не большинству, не массе народа; так же,(…)

Дух рабст­ва великого русского народа в XVI и XVII столетиях

Дух рабст­ва великого русского народа в XVI и XVII столетиях

Н. Костомаров Все иностранцы поражались избытком домашнего де­спотизма мужа над женою. В отношениях между двумя полами русские видели одно животное влечение. В Мос­кве, замечает один путешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колена пред женщиною и воскурить пред нею фимиам. По законам приличия, порожденным визан­тийским аскетизмом и грубою татарскою ревностию, счи­талось предосудительным даже вести с женщиною(…)

Злость и ложь Ивана Васильевича Грозного

Злость и ложь Ивана Васильевича Грозного

Н. Костомаров Иван начал мстить тем, которые держали его в неволе, как он выражался, а потом подозревал в других лицах такие же стремления, боялся измены, создавал в своем вообра­жении небывалые преступления, и, смотря по расположе­нию духа, то мучил и казнил одних, то странным образом оставлял целыми других после обвинения. Мучительные казни стали доставлять ему удовольствие:(…)

Знамя общей для всех правды в руках Мономаха

Знамя общей для всех правды в руках Мономаха

Н. Костомаров Рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Мономах в своих наставлениях и в отрывках о нем лето­писцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки вре­мени, воспитания и среды, в которой он жил. Таков, на­пример, поступок с двумя половецкими князьями, убиты­ми с нарушением данного слова и прав гостеприимства; завещая(…)

Казачество, как путь к свободе

Казачество, как путь к свободе

Н. Костомаров Самое раннее начало казачества для нас теряется в ис­тории. Вероятно, однако, что это название возникло на юге при столкновении с татарами. Слово «казак» чисто татарское и означало сперва вольного бездомовного бро­дягу, а потом низший род воинов, набранных из таких бро­дяг. На юге Руси, как литовской, так и московской, преж­де появления русских казаков существовали(…)

Казачество: борьба с единодержавием во второй половине XVII века

Казачество: борьба с единодержавием во второй половине XVII века

Н. Костомаров Первые годы царствования Михаила Федоровича были заняты борьбою с воровскими казаками, как назывались шайки бродяг, не хотевшие повиноваться властям. Ужасны были эти люди. В 1615 году, рассыпавшись по всей москов­ской Руси, и в особенности около Волги, близ Углича, Кинешмы у Пошехонья, около Новгорода, в Северской Земле и украинных городах, они грабили города и(…)

Как “косили” от службы в эпоху Петра I

Как “косили” от службы в эпоху Петра I

Н. Костомаров Всякая казенная служба до крайности омерзела в гла­зах русского народа. Иные, чтоб избавиться от ней, уро­довали себя, отсекая себе пальцы на руках и на ногах. Побеги получили небывалые размеры. После многих строгих узаконений, царь принужден был объявить бег­лым надежду на прощение, если они возвратятся до ап­реля 1714 г. Когда этот срок минул, им(…)

Как Петр I оправдывал свою жестокость к русскому народу

Как Петр I оправдывал свою жестокость к русскому народу

Н. Костомаров Бородобритие и перемена одежды с первого раза воз­буждали ужас и показывали, что Петр не будет оказы­вать снисхождения обычаям древней русской жизни, принявшим религиозное значение. Исстари в русской литературе существовали, приписываемые святым му­жам, поучения о сохранении бороды; борода у мужчин считалась признаком не только достоинства, но и нрав­ственности; бритье бороды называлось еллинским, блуд­ным, гнусным(…)

Княжение Дмитрия Донского

Княжение Дмитрия Донского

Н. Костомаров Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадаль­ного русского народа. Беспрестанные разорения и опу­стошения, то от внешних врагов, то от внутренних усо­биц, следовали одни за другими в громадных размерах. Московская земля, не считая мелких разорений, была два раза опустошена литовцами, а потом потерпела на­шествие орды Тохтамыша; рязанская — страдала(…)

Князь Александр во времена татаро-монгольского нашествия

Князь Александр во времена татаро-монгольского нашествия

Н. Костомаров Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многом изменить его взгляды. Он познакомился близко с завоевателями Руси и понял, с какой стороны с ними ужиться возможно. Свирепые ко всему, что сопротивлялось им, монголы требовали одного — раболепного поклонения. Это было в их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских наро­дов.(…)

Князь Владимир — народный идеал

Князь Владимир — народный идеал

Н. Костомаров Известия о пирах Владимира, о его милосердии, щед­рости, заботах об устроении Земли и защите ее от внеш­них врагов совсем отличны от тех банальных похвал, ко­торые расточают летописи разным князьям за такие же качества, в общих риторических выражениях. Известия, касающиеся Владимира, живы, образны, и, конечно, пере­шли в первоначальную летопись из преданий и воспоми­наний, переходивших(…)

Ливонская война и татарское нашествие

Ливонская война и татарское нашествие

Н. Костомаров Ливонская война истощала силы и труд русского наро­да. Посошные люди, сгоняемые в Ливонию, погибали там от голода и мороза. Их высылали из далеких замосковских краев с запасами, заставляли тянуть байдаки и лодки, а средств к содержанию не давали. Они бросали работу, разбегались по лесам и погибали. Толпы русских были на­сильно переселяемы в ливонские(…)

Месть XVI столетия за грехи прошлых поколений

Месть XVI столетия за грехи прошлых поколений

Н. Костомаров Московский царь давно уже не терпел Новгорода. При учреждении Опричнины (…)он обвинял весь русский народ в том, что, в прошедшие века, этот народ не любил царских предков. Видно, что Иван читал летописи и с особенным вниманием останавливался на тех местах, где описывались проявления древней вечевой свободы. Нигде, конечно, он не видел таких резких,(…)

Минусы и плюсы петровских реформ

Минусы и плюсы петровских реформ

Н. Костомаров Петру помогло более всего его самодержавие, унас­ледованное им от предков. Он создает войско и флот, хотя для этого требуется бесчисленное множество чело­веческих жертв и плодов многолетнего народного тру­да, — все приносится народом для этой цели, хотя соб­ственно народ этого ясно не понимает и потому не же­лает; все приносится оттого, что так хочет царь.(…)

Н. Костомаров о реформах Петра Первого

Н. Костомаров о реформах Петра Первого

Н. Костомаров Много новых учреждений и жизненных приемов внес преобразователь в Россию; новой души он не мог в нее вдохнуть; — здесь его могущество оказалось столько же бессильно, каким было бы оно и тогда, когда бы у него явилось намерение превратить дно моря в пахотную землю или плавать на корабле по степи. Нового человека в(…)

Н. Костомаров об эгоизме служилого сословия

Н. Костомаров об эгоизме служилого сословия

Н. Костомаров Положение служилых людей в России уже издавна было таково, что каждый более думал об узких интере­сах своего личного быта, чем о вопросах, касавшихся всего общества. «Лишь бы я был цел, да не дурно мне было, а там — хоть волк траву ешь!» — таков девиз был у российского шляхетства. Если подчас иной в(…)

Наказания за ношение бороды в эпоху Петра I

Наказания за ношение бороды в эпоху Петра I

Н. Костомаров В 1722 году опять повторилось преследование бород. Все бородачи должны были носить особый зипун, со стоячим клееным козырем, или однорядку с лежачим ожерельем. Раскольники, для отличия от обыкновенных бородачей, должны были носить козырь красный. За бороду следовало платить 50 рублей. Если кто придет в судебное место с бородою, не в указном платье, от(…)

Наказания при Петре Первом

Наказания при Петре Первом

Н. Костомаров Наказания, определяемые военным судом, носили свойственный веку характер суровости; назначались мучительные казни, например за чародейство — сожжение; за поругание икон — прожигание языка раскаленным железом, а потом отрубление головы. За убийство назначалась обыкновенная смертная казнь, но за убийство отца, матери, малого дитяти или офицера — колесовали, равно и за церковное воровство. За поругание(…)