Развитие Руси XIV-XV столетий в творчестве Андрея Рублева

Д. Лихачев

Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого с особенной силой сказались нацио­нальные черты. Высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства — черты не лично авторские; они взяты им из русской действительности. В этом убеждает воплощенный в его произведениях образ человека. Он не мог быть выду­ман художником, он реально существовал в русской жизни. Грубые и дикие нравы не могли дать той утонченной иизящной человечности, которая зримо присутствует в творениях Рубле­ва и его школы. Если бы от XIV—XV вв. не сохранилось ничего, кроме произведений Рублева, то их одних было бы достаточно, чтобы судить о высоком развитии на Руси как человеческой лич­ности, так и общественной культуры. Именно эти «обществен­ные» корни человеческого идеала Андрея Рублева и делают еготворчество глубоко национальным. Русский национальный тип лица явственно ощущается в рублевском «Спасе» иззвенигородского собора, в апостоле Павле на фреске Ус­пенского собора во Владимире и др.

Культура русского народа. М. — Л., 1961. С. 52.

Таблеточные прессы и капсуляторы.

Миниатюра: А.Рублев. Вознесение Господне, 1408