Образовательные реформы Петра имели практическую цель

М. Уоллес

Умственное движение, начатое Петром, имело харак­тер чисто практический. Он сам с головы до ног был утилитарист и ясно понимал, что его народу недоставало не богословского или философского просвещения, но познаний чисто практических, применимых к потребно­стям ежедневной жизни. Он не имел нужды ни в бо­гословах, ни в философах, но в сухопутных и морских офицерах, администраторах, ремесленниках, рудокопах, мануфактуристах, торговцах, и с этою целью он ввел светское, техническое воспитание. Для молодого поко­ления были основаны первоначальные школы; для уче­ников более взрослых были переведены на русский язык лучшие иностранные сочинения по фортификации, ар­хитектуре, металлургии, инженерному искусству и пр. Ученые и искусные ремесленники были вызваны из-за границы; молодые русские были посланы в чужие края, чтобы научиться иностранным языкам и полезным ис­кусствам. Одним словом, Петр сделал все, что, по его мнению, могло поднять русских до того уровня матери­ального благосостояния, какого достигли более передо­вые народы.

В этом заключается важная особенность умственного развития России. В Западной Европе новый умственный дух, будучи естественным продуктом многочисленных исторических причин, родился естественным путем, и общество, прежде чем произвести его на свет, должно было вынести страдания беременности и боли продол­жительных родов; в России, напротив, этот дух явился вдруг, под видом взрослого иностранца, усыновленного деспотическим отцом семейства. Таким образом, Россия совершила переход от средних веков к новым без той сильной борьбы между старыми и новыми понятиями, какие были на Западе. Церковь, которой императорская власть не дозволяла никакой активной оппозиции, со­хранила без изменений свои старые верования; тогда как дворяне, бросивши на ветер свои традиционные по­нятия и верования, двинулись вперед, свободные от вся­ких пут, по дороге, на которую их отцы и деды смотрели как на прямой путь к погибели.

Россия. В 2 т. СПб., 1881. Т. 2. С. 134-135.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс