О роли образования в древней Руси

П. Милюков

Кажется, ни по одному вопросу нашей внутренней истории не существует такой резкой разницы во мне­ниях, как по вопросу о роли школы и образования в древней Руси. Тогда как одни считают существование школ до Петра — редким исключением, другие, наобо­рот, покрывают всю допетровскую Русь целой сетью церковно-приходских училищ. Одни признают древнюю Россию чуть не поголовно безграмотной, другие готовы считать распространение грамотности обязательным и повсеместным. По мнению одних, вся наука наших пред­ков ограничивалась часословом и псалтирем, между тем как, по мнению других, на Руси преподавалась вся сред­невековая энциклопедия «свободных знаний». Источни­ки дают нам слишком мало сведений, чтобы можно было с их помощью доказать верность того или другого взгля­да; но весь контекст явлений русской культуры говорит скорее в пользу первого взгляда, чем в пользу послед­него.

[…] Как и в других, нам известных случаях, древняя Русь не завещала здесь новой России никакой культур­ной традиции. Вот почему и здесь новое водворилось так легко и оказалось так чуждо старому.

Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. СПб., 1899. Т. 2. С. 233, 248.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс