Владимир Даль о грамотности в Российской империи

В.Даль

Несмотря на оговорку мою, что я не восстаю собственно против грамотности, а только против злоупотреблений ее, тесно связан­ных с нынешним бытом народа и с обстановкою его, меня все-таки упрекают в том, чего я не говорил. Может быть, я и выра­зился не довольно ясно <…>. Смысл сказанного мною о грамот­ности вот какой: грамотность по себе не есть просвещение, а только средство к достижению его; если же она употреблена бу­дет не на это, а на другое дело, то она вредна. Язык и руки, конечно, также первые злодеи наши и также могут послужить на худое, но из этого не следует, чтобы их должно было отнять или откинуть: они даны нам Богом и потому на своем месте, а грамо­та дается людьми — и потому, может быть, и не всегда впору и кстати. Не думаю, чтобы следовало принимать какие-либо меры для лишения народа грамотности; но, может быть, не для чего в настоящую пору слишком старательно распространять ее, забо­титься об ней почти исключительно, видеть в ней одно благо и спасение.

Позвольте человеку высказать убеждение свое, не стесняясь воз­гласами, ревнители просвещения, хотя во уважение того, что у это­го человека под рукою 37 тыс. крестьян в девяти уездах и девять же сельских училищ. Желает ли он добра крестьянам и заботится ли о том — спросите у крестьян же, более ни у кого; этому приговору я подчиняюсь безусловно.

Итак, я утверждаю, что у нас есть заботы и обязанности отно­сительно народа гораздо важнейшие и полезнейшие, чем указка и перо. Умственное и нравственное образование может достиг­нуть значительной степени без грамоты; напротив, грамота, без всякого умственного и нравственного образования и при самых негодных примерах, почти всегда доводит до худа. Сделав чело­века грамотным, вы возбудили в нем потребности, коих не удов­летворяете ничем, а покидаете его на распутье. Два ближайших к народу сословия, к сожалению грамотные, подают этот гибель­ный пример. Наперед исправьте это и тогда налегайте на грамот­ность. До того пусть грамота бредет, насколько сама сможет; нам не до нее.

Что вы мне ответите на это, если я вам докажу именными списка­ми, что из числа 500 чел., обучавшихся в 10 лет в девяти сельских училищах, 200 человек сделались известными негодяями?

Перестаньте заботиться о том, что станут говорить об нас немцы и французы — велика у нас и своя, домашняя опека; не радуйтесь чрез меру и оглашению просвещенных взглядов ваших в заграничных листках, все это обманчиво, а тщеславие слепит как вешний снег. Ошибайтесь, но говорите по убеждению, а не потому, что это дело решенное и что в XIX веке иначе не говорят.

Повторяю: не запрещайте никому учиться грамоте; но не смеши­вайте грамоты с образованием, средства — с целью; не проповедуй­те грамоты как спасения; не приносите никаких жертв для всеобще­го водворения ее: рано!

Заметка о грамотности // Санкт-Петербургские ведомости. 1858. № 245.

Миниатюра: Владимир Иванович Даль

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс