Порабощение мысли в Российской империи

Н. Бердяев

Русская нелюбовь к идеям и равнодушие к идеям нередко перехо­дят в равнодушие к истине. Русский человек не очень ищет исти­ны, он ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения. В этом есть что-то характерно рус­ское, есть своя настоящая русская правда. Но есть и опасность, есть отвращение от путей познания, есть уклон к народнически обоснованному невежеству. Преклонение перед органической на­родной мудростью всегда парализовало мысль в России и пресека­ло идейное творчество, которое личность берет на свою ответст­венность. <…> Величайшие русские гении боялись этой ответст­венности личного духа и с вершины духовной падали вниз, припа­дали к земле, искали спасения в стихийной народной мудрости. Так было у Достоевского и Толстого, так было у славянофилов.

<…> В России не совершилось еще настоящей эмансипации мысли. Русский нигилизм был порабощением, а не освобождени­ем мысли. Мысль наша осталась служебной. Русские боятся греха мысли, даже когда они не признают уже никакого греха. <…> Нам необходимо духовное освобождение от русского утилитаризма, порабощающего нашу мысль, будет ли он религиозным или мате­риалистическим. Рабство мысли привело в широких кругах интел­лигенции к идейной бедности и идейной отсталости.

Судьба России. М, 1918. С. 83-86.

М. Горький

<… > Мы должны раз навсегда сказать себе, что мы — европейцы и должны непрерывно, деятельно учиться у Запада жить, работать, а главное — мы должны, наконец, понять непререкаемое значение мысли, почувствовать великую красоту того момента, когда мысль и воля, слитые в единую энергию, творчески вступают в жизнь.

Издалека // Сб. «Статьи» (без года и места издания). Год изда­ния по С. Балухатому — 1912.