Пароходы «Гражданин» и «Могучий». Начало ХХ в.

Пароход «Гражданин». Таких пароходов на Вятке еще не видали. Он приятно удивил комфортом даже бывалых пассажиров, но ездили на нем неохотно из-за валкости, которая была следствием малой ширины корпуса, утяжеленного к тому же высокими новыми надстройками. При скоплении людей на одном борту у парохода появлялся заметный крен, по поводу которого шутили: «Гражданин» брюхо показывает».
Первый «блин» получился комом. Впрочем, обновляя пароход, Т.Ф. Булычев достиг двух целей: «омолодил» далеко не новое судно, называя годом постройки «Гражданина» 1895-й, и привлек внимание респектабельных пассажиров невиданными ранее удобствами. Если служба «Переката» проходила тихо и спокойно, то «Гражданину» явно не везло. Он часто садился на мели, сталкивался с другими судами, а в сентябре 1915 года затонул вблизи пристани Горки. Через несколько дней его подняли и увели на ремонт в Аркульский затон.
Восстановленный «Гражданин» вернулся на линию Вятка — Казань, впрочем, ненадолго. С 1918 года он находился на приколе в Жуковском затоне на р. Вятке и в 1925 году пошел на слом. Такова судьба старого парохода, которому довелось быть дважды первым: первенцем местного парового судостроения и родоначальником великолепной семерки вятских «американцев».

Колесный товаро-пассажирский пароход «Могучий» По заказу Русского Общества Пароходства и Торговли в 1857 году на судоверфи «A.Leslie & С°» в Ньюкасле (Англия) был построен двухпалубный колесный товаро-пассажирский пароход, получивший наименование «Могучий».

Портом его приписки стала Одесса.

Судно эксплуатировалось на Черном и Азовском морях. В 1876 году пароход исключили из списка судов и переоборудовали в баржу.




Плаванье на пх «Могучий», 1906 г. постройки. г. Касимов на р. Оке.

Команда парохода «Могучий»

Машинное отделение пх «Могучий»