Броненосный крейсер «Баян»

Броненосный крейсер “Баян” строился во Франции по заказу русского правительства. Наблюдал за постройкой корабельный инженер К. Боклевский.
Заложен в 1899 г., спущен 30 мая 1900 г., вступил в строй в 1902 г.

Водоизмещение 7726 т, мощность 16500 л. с., скорость хода 21 узел. Длина между перпендикулярами 135 м, ширина 17,5 м, среднее углубление 6,5 м.
Бронирование: борт — 60-203 мм, башни — 152 мм, палуба — 51 мм, боевая рубка — 160 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм пушки, 8 — 152-мм, 20 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм пушки, 2 десантные пушки, 2 торпедных аппарата.

Когда морскому ведомству стало ясно, что русскому флоту на Дальнем Востоке предстоят операции вблизи побережья, где велика вероятность встречи с крупными силами противника, было решено создать крейсеры, у которых за счет снижения автономности и дальности плавания было бы усилено бронирование и повышена живучесть. Первым крейсером нового типа стал в русском флоте “Баян”, который при сравнительно небольшом водоизмещении развивал хороший ход, нес мощное вооружение и броню.

С первых же дней порт-артурской обороны “Баян” участвовал в боевых походах, в отражении атак японских крейсеров и миноносцев, в эскадренных сражениях. Незадолго до падения Порт-Артура, 9 декабря 1904 г., получив десять попаданий снарядов тяжелой осадной японской артиллерии, “Баян” затонул в восточном бассейне порт-артурской гавани. Позднее был поднят японцами и назван “Азо”.

«Баян» — броненосный крейсер российского императорского флота. Первый из четырёх крейсеров типа «Баян». Включён в списки флота 11 января 1899 года, унаследовав имя от списанного корвета «Баян». Заложен на верфи Ла Сейн (франц.) (Франция) 26 июня (8 июля) 1899 года.

Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года
Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1899 года

Ввиду того, что русскому флоту на Дальнем Востоке предстояли операции вблизи побережья, где велика вероятность встречи с крупными силами противника, появилась идея создания крейсера с усиленным бронированием и повышенной живучестью за счёт уменьшения автономности и дальности плавания.

Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года
Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1899 года.

7 мая 1897 года состоялось совещание, посвящённое утверждению проектного задания на новый крейсер, под председательством Управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова, в котором приняли участие адмирал К. П. Пилкин, вице-адмирал С. П. Тыртов 2-й, вице-адмирал Н. И. Казнаков, вице-адмирал С. О. Макаров, вице-адмирал Ф. К. Авелан, контр-адмирал Н. И. Скрыдлов, контр-адмирал Н. Н. Ломен, генерал-майор А. С. Кротков (и. о. Главного инспектора морской артиллерии), инспектор механической части Н. Г. Нозиков, инспектор кораблестроения Н. Е. Кутейников.

Броненосный крейсер 'Баян' во время ходовых испытаний

Строительство корабля было доверено французской верфи Ла Сейн. 2 ноября 1898 года наблюдающим за постройкой броненосца «Цесаревич» и крейсера «Баян» был назначен капитан 1-го ранга И. К. Григорович. Механизмы и собранные конструкции принимали инженер-механик К. П. Боклевский и инженер-механик Д. А. Голов.

Броненосный крейсер ‘Баян’ во время ходовых испытаний
Броненосный крейсер 'Баян' во время ходовых испытаний

К 26 мая 1900 завершили испытания подводной части обшивки на водонепроницаемость. 30 мая крейсер был спущен на воду — с опозданием на пять месяцев. Из-за ожидания новых деталей взамен бракованных застопорилась сборка левой машины. Завод Сен-Шамон затягивал с заменой бракованных броневых плит.

Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год

В 1902 году командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Р. Н. Вирен. В том же году для измерения вибрации, выявленной при первом заводском испытании, на крейсер прибыл подполковник по Адмиралтейству А. Н. Крылов.

Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год

14 и 16 октября у Йерских островов были проведены ходовые испытания, однако вместо 24 часов они продолжались только 5, и скорость ни разу не удалось довести до 21 узла — максимальный показатель был 20,97 узлов. Осадка крейсера оказалась меньше контрактной и составила 21 фут 3 дюйма. Последующие испытания и устранение недоработок заняли весь 1902 год и начало 1903 года.

Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год

Весной 1903 года Баян совершил переход в Кронштадт, где 22 июля участвовал в генерал-адмиральском смотре, а 26 июля — в императорском смотре. В тот же день крейсер вместе с броненосцем «Ослябя» направился в Средиземное море на соединение с броненосцами «Цесаревич» и «Император Николай I». По замыслу ГМШ, этот отряд должен был выйти на Дальний Восток для укрепления эскадры Тихого океана.

Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год

Однако 9 (22) августа «Ослябя» попал в аварию в Гибралтарском проливе, и «Баян» продолжил путь в одиночку. 25 сентября 1903 года броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» покинули Средиземное море, направляясь на Дальний Восток. В Порт-Саид пришли 27-го, в Суэц — 30-го, в Джибути — 8 октября, в Коломбо — 21 октября, в Сабанг — 28 октября. 7 ноября вышли из Сингапура в Порт-Артур. В пути команда крейсера занималась учебно-боевой подготовкой. В 9 часов утра 19 ноября радиостанция «Цесаревича» вступила в переговоры со станцией стоящего на внешнем рейде Порт-Артура флагманского броненосца «Петропавловск». 30 ноября приказом начальника эскадры № 984 «Цесаревич» и «Баян» были зачислены в её состав. Корабли включились в программу рейдовых учений и готовились к окраске в боевой цвет.

3. Крейсер I ранга Баян, 1903 год
3. Крейсер I ранга Баян, 1903 год

В поход на Дальний Восток «Цесаревич» и «Баян» вышли без дальномеров Барра и Струда, а крейсер вдобавок страдал неудачной конструкцией задраек ставней орудийных портов, которые откидывались от ударов волн (что, учитывая низкое расположение бортовых батарей, фактически не позволяло использовать никакие орудия, кроме башенных 8″, при более-менее сильном волнении).

Броненосный крейсер Баян в Кронштадте, лето 1903 года
Броненосный крейсер Баян в Кронштадте, лето 1903 года

25 января 1904 года, накануне нападения японцев, «Баян» в паре с «Боярином» отбыл свою очередь дежурства. Поставив корабль на якорь на внешнем рейде, где эскадра готовилась к практическому плаванию, капитан 1-го ранга Вирен подал рапорт на имя начальника эскадры, в котором просил разрешения установить противоминные сети, но ответа не получил. Поскольку крейсер стоял в дальнем юго-западном ряду строя эскадры, команда не догадывалась о нападении японских миноносцев. Нападавшие также не заметили крейсер, заслонённый вспомогательным крейсером «Ангара». Только с подходом катеров с подорванных кораблей на «Баяне» поняли, что произошло, и в 1 час 35 минут утра развели пары. Приказа на выход в море не поступило.

Броненосный крейсер Баян на Балтике, 1903 год
Броненосный крейсер Баян на Балтике, 1903 год

В 4 часа 55 минут утра Вирен напомнил начальнику эскадры о готовности выйти в море, но приказа опять не последовало. В 8 часов 05 минут утра в виду российской эскадры появились два бронепалубных японских крейсера, но адмирал Старк не отправил на перехват крейсера, а начал выводить всю эскадру. «Баян» шёл во главе колонны крейсеров. Когда японские крейсера скрылись, эскадра вернулась на рейд.

27 января японский флот опять приблизился к Порт-Артуру. Российская эскадра в кильватерной колонне вышла навстречу. После получасовой перестрелки японский флот вышел из боя. Крейсера «Баян» и «Новик» во время боя оказались между колоннами броненосцев.

Броненосный крейсер Баян в Тулоне, начало 1903 года
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, начало 1903 года

После первого выстрела японского флагмана «Микаса» «Баян» открыл ответный огонь с расстояния 29 кабельтовых. После начала отхода противника русские крейсера сблизились с концевыми кораблями японцев на 19 кабельтовых и открыли огонь из всех орудий, вплоть до 75-мм. По приказу Старка крейсера присоединились к своей эскадре.

Броненосный крейсер Баян на Большом Кронштадтском рейде, 6 мая 1903 года
Броненосный крейсер Баян на Большом Кронштадтском рейде, 6 мая 1903 года

В бою крейсер получил до десяти попаданий 6″ снарядов и до 350 мелких пробоин. Вышли из строя три 75-мм пушки, прожектор и три котла. Погибло 4 матроса, ранено 35 (двое смертельно). Из офицеров были ранены лейтенант А. А. Попов и командир 6″ орудия поручик В. К. Самарский. Строевой квартирмейстер Никифор Печерица, несмотря на серьёзные раны, не покинул свой пост у флага. Матрос 1-й статьи Павел Адмалкин после попадания снаряда в 6″ каземат один продолжал вести огонь, сделав 10 выстрелов. За этот бой Вирен получил золотое оружие «За храбрость».

Броненосный крейсер Баян, 1903 год
Броненосный крейсер Баян, 1903 год

В выходах из гавани навстречу японской эскадре «Баян» выполнял роль флагмана отряда крейсеров. Однако его боевые возможности уменьшала ограниченная дальнобойность 8″ орудий. В перестрелках с японскими крейсерами на предельной дальности снаряды крейсера не долетали до противника.

На Балтике перед уходом на Тихий океан
На Балтике перед уходом на Тихий океан

31 марта 1904 года «Баян» вышел на помощь подбитому и потерявшему ход миноносцу «Страшный», окружённому японскими миноносцами. Подойдя к месту боя, крейсер столкнулся с отрядом из шести японских крейсеров (броненосные «Асама» и «Токива» и четыре бронепалубных). «Баян» открыл огонь, после чего под сосредоточенным ответным огнём противника спустил вельбот и ялик и начал спасать из воды команду погибшего миноносца (успели спасти пятерых матросов), после чего двинулся наперерез двум японским крейсерам, преследовавшим отряд русских миноносцев.

На Балтике перед уходом на Тихий океан
На Балтике перед уходом на Тихий океан

Последний залп японских крейсеров лёг под самой кормой «Баяна», однако крейсер успел уйти от неминуемой гибели и даже подобрать шлюпки. Только сопроводив миноносцы к берегу, по приказу флагмана крейсер присоединился к эскадре. За этот бой капитан 1-го ранга Вирен был удостоен ордена св. Георгия IV степени, были также награждены некоторые офицеры и матросы.

Броненосный крейсер ‘Баян’
Броненосный крейсер 'Баян'

В дальнейшем действия Порт-Артурской эскадры ограничились выходами легких судов. «Баян» оставался в гавани. 24 апреля о приказу и. о. начальника эскадры контр-адмирала Витгефта с крейсеры были сняты для установки на батарею литер «В» четыре 75-мм пушки.

Офицеры ‘Баяна’
Офицеры 'Баяна'

10 июня «Баян» под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Рейценштейна участвовал в эскадренном выходе в море для генерального сражения с японской эскадрой. В 19 часов 10 минут по сигналу адмирала Витгефта «Баян» с крейсерами занял место впереди эскадры, возвращавшейся в порт, не приняв боя.

Офицеры и команда ‘Баяна’
Офицеры и команда 'Баяна'

26 июня «Баян» под брейд-вымпелом Рейценштейна возглавил отряд, включавший броненосец «Полтава», крейсера и миноносцы, который обстрелял занятые японцами высоты в бухте Тахо. В перестрелке с отрядом японских крейсеров и миноносцев 8″ снаряды «Баяна» опять не долетали до противника.

На рейде Порт-Артура
На рейде Порт-Артура

В июле «Баян» продолжал поддерживать огнём сухопутные войска. 14 июля он возглавлял отряд в составе броненосца «Ретвизан» и «Полтава», крейсеров «Новик» и «Аскольд», 3 канонерских лодок и 7 миноносцев, вышедший в бухту Тахо для обстрела японских позиций. В ответ японцы выслали броненосные крейсера «Ниссин» и «Кассуга». Русский отряд, не приняв боя, начал отходить.

Броненосный крейсер ‘Баян’ после прибытия в Порт-Артур 29 ноября 1903 г.
Броненосный крейсер 'Баян' после прибытия в Порт-Артур 29 ноября 1903 г.

На входе в гавань «Баян» правым бортом задел мину, получив пробоину длиной почти 10 метров у бокового киля, в результате чего были затоплены первая кочегарка, две угольные ямы и правый бортовой коридор. При небольшом крене на правый борт дифферент дошёл до 2,1 м. В 18 часов 40 минут крейсер успел встать на бочку, после чего сел на грунт. Под руководством лейтенанта В. И. Руднева были подведены два пластыря, пока другая аварийная партия под руководством трюмного механика Б. П. Кошелева закрепляла переборки.

Броненосный крейсер Баян на рейде Порт-Артура, декабрь 1903 года
Броненосный крейсер Баян на рейде Порт-Артура, декабрь 1903 года

Командование эскадры перед вводом крейсера в док решило полностью его разоружить, «чтобы не надломился». Все 6″ и 75-мм пушки были сняты и переданы на сухопутный фронт и на другие корабли эскадры. Две 6″ пушки затонули вместе с баржей при обстреле японской осадной артиллерией. Ко 2 (15) сентября на «Баяне» уже не было ни одного 6″, 8х75-мм, 8х47-мм и 2х37-мм орудий, и рассчитывать на их возвращение не приходилось.

Броненосный крейсер Баян в Порт-Артуре, 1904 год
Броненосный крейсер Баян в Порт-Артуре, 1904 год

Командир корабля сам способствовал его разоружению. 15 (28) июля на совещании командиров и флагманов Р. Н. Вирен высказал предложение: «Флоту оставаться в Артуре, составляя с ним нераздельное целое, но разделить суда на те, которые будут выходить на рейд, и другие, которые останутся в гавани, окончат кампанию, и вся команда их пойдёт на берег и примет участие в обороне Артура».

Броненосный крейсер Баян в Порт-Артуре, на заднем плане бронепалубный крейсер типа Диана
Броненосный крейсер Баян в Порт-Артуре, на заднем плане бронепалубный крейсер типа Диана

После гибели Витгефта в бою в Жёлтом море именно Вирен был назначен начальником Порт-Артурского отряда кораблей и продолжил разоружение эскадры. Командование «Баяном» было поручено капитану 2-го ранга Ф. Н. Иванову — бывшему командиру минного заградителя «Амур».

Окраска Баяна в боевой цвет. Порт-Артур, декабрь 1903 года
Окраска Баяна в боевой цвет. Порт-Артур, декабрь 1903 года

В начале августа на команду «Баяна» возложили обязанность обслуживать 4×6″, 3×120-мм, 12×75-мм, 9×47-мм, 12×37-мм пушек и 5 прожекторов на сухопутном фронте и 9 фугасов форта № III, для чего с корабля на берег было списано 223 человека (батареями на сухопутном фронте командовали мичманы Юрий Лонткевич, Александр Бошняк, Анатолий Романов).

Броненосный крейсер Баян в Восточном бассейне Порт-Артура, конец ноября 1904 года
Броненосный крейсер Баян в Восточном бассейне Порт-Артура, конец ноября 1904 года

Еще более 200 человек было послано 7 августа в резерв сухопутных войск крепости под командованием лейтенанта В. И. Руднева 3-го и мичмана П. М. Соймонова 2-го (в героической обороне г. Высокой участвовали лейтенант В. И. Руднев, инженер-механик М. И. Глинка, младший врач А. П. Стеблов, священник о. Анатолий Куньев). Старший минный офицер крейсера лейтенант Н. Л. Подгурский предложил использовать для стрельбы по японским окопам метательные минные аппараты, а 4 сентября скатил шаровую мину заграждения в японский окоп. 9 сентября лейтенант Подгурский взорвал блиндаж, занятый японцами на Высокой горе, что отсрочило падение важного опорного пункта более чем на два месяца.

Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год
Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год

В конце сентября на «Баян» начали устанавливать 6″ орудия с крейсера «Паллада», готовя его к выходу в море. Японцы обстреливали гавань из орудий среднего калибра, а потом и из 11″ мортир. «Баян» получил 10 попаданий снарядами среднего калибра и 6 — 11″ снарядами. 3 октября крейсер, уже получивший повреждения в ходовой части, вышел на внешний рейд, уходя от обстрела. Покончив с броненосцами, стоявшими на внутреннем рейде, 25 ноября японцы вновь перенесли огонь на «Баян».

Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год
Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год

Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год
Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год

Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год
Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год

Броненосный крейсер Баян в доке после получения минной пробоины, 14 июля 1904 года
Броненосный крейсер Баян в доке после получения минной пробоины, 14 июля 1904 года

Выход броненосного крейсера Баян с внутреннего рейда Порт-Артура на помощь миноносцу Страшный, 31 марта 1904 года
Выход броненосного крейсера Баян с внутреннего рейда Порт-Артура на помощь миноносцу Страшный, 31 марта 1904 года

С 9 до 17 часов по крейсеру было выпущено до 320 11″ и 6″ снарядов. Четыре из десяти попавших в крейсер снарядов были 11″ калибра. Не имея подводных пробоин, корабль всё более оседал в воду, поскольку отсеки заполнялись водой в результате борьбы с пожарами. О восстановлении корабля уже не могло быть и речи. К полудню 26 ноября крейсер, наполнившись водой, с 15-градусным креном на левый борт всем корпусом лёг на грунт Восточного бассейна.

Крейсер Баян затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года
Крейсер Баян затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года

Часть команды «Баяна» образовала десантную роту во главе мичманом Ю. Л. Леонтковичем и инженер-механиком Е. П. Кошелевым. Капитан 2-го ранга Иванов получил должность при штабе. В ночь на 20 декабря 1904 года «Баян» был взорван.

Крейсер Баян затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года
Крейсер Баян затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года

Крейсер Баян, затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года
Крейсер Баян, затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года

После захвата Порт-Артура японцы начали поднимать затопленные корабли. 7 августа из гавани в Японию вышел поднятый со дна крейсер «Баян».

Японский крейсер Асо в Майдзуру, август 1905 года
Японский крейсер Асо в Майдзуру, август 1905 года

Сначала бывшие русские корабли предполагалось продать Китаю, но сделка не состоялась, и 22 августа 1905 года крейсер был включен в состав японского флота под именем «Асо». В 1906—1908 годах он прошел восстановительный ремонт в Майдзуру, получив новые котлы Миябара и орудия Виккерса.

Японский крейсер Асо в Майдзуру, 22 июля 1908 года
Японский крейсер Асо в Майдзуру, 22 июля 1908 года

В 1913 году башенные 8″ установки крейсера были сняты и заменены на палубные 6″ орудия с длиной ствола в 50 калибров. В отличие от крейсера «Варяг» и броненосцев «Полтава» и «Пересвет» «Баян» не был продан России в 1916 году.

Японский крейсер Асо после ремонта в 1913 году
Японский крейсер Асо после ремонта в 1913 году

В 1921—1922 годах его переоборудовали в минный заградитель (420 мин), а в 1930 году исключили из списков флота и превратили в блокшив.

Японский минный заградитель Асо в Йокосуке, 1924 год
Японский минный заградитель Асо в Йокосуке, 1924 год

8 августа 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени тяжёлым крейсером «Миоко».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс