Школы при Петре I

М. Богословский

Почти в каждом провинциальном городе оказалось две школы: светская и духовная. Сеть духовных школ оказалась крепче и прочнее сети школ светских. Духов­ные школы не прекращали своего существования, из них возникли позднейшие епархиальные духовные се­минарии. Цифирные школы стали пустеть, и в 1727 г. в них уже считалось всего 500 учеников. Они потом закрывались или переходили в гарнизонные школы для солдатских детей. Между той и другой школой завязы­валась борьба за учеников. Не следует забывать, что отношения школы к ученику и ученика к школе в то время не были похожи на теперешние. Школа рассмат­ривалась как служба или как предварительная ступень к службе. Ученики во время прохождения курса полу­чали жалованье и подвергались здесь тем наказаниям, которые грозили за неисправности по службе. Их при­ходилось вербовать в школу насильно и насильно там удерживать. «Недоросль» того времени, проведший дет­ство в деревенском приволье, не знавший никаких стес­нений и вдруг попавший под суровую дисциплину в школе, обязанный все делать по звону колокольца, ко­нечно, чувствовал себя в стенах школы, как птица в клетке, и при удобном случае обнаруживал стремление бежать. В каждой школе значительный процент учеников оказывался «в бегах», подобно тому, как и в списках служивых людей всегда оказывались «нетчики». Школа отталкивала от себя своими жестокими педагогическими приемами.

Петр Великий и его реформа. М., 1920. С. 20.