Клипер «Разбойник» 1889 г.

Клипера архангельской постройки оказались на редкость удачными и, как говорится, пришлись ко двору. Они послужили прототипом для дальнейшего совершенствования этого класса боевых судов, а также положили начало формирования нового типа кораблей ВМФ, которые мы сегодня отнесли бы к классу СТОРОЖЕВИКОВ (СКР). Действительно, их основной задачей на Дальнем Востоке была охрана российского побережья от посягательств противника на русские земли на Востоке государства Российского. Обращает также на себя внимание и тот огромный комплекс научных исследований, проведённый как в самом Тихом океане, так и морях, существующих на его акватории. Достаточно вспомнить клипера архангельской постройки — «Джигит», «Наездник», «Опричник» и др.

«Разбойник» строился на Невском заводе и был спущен на воду в августе 1878 г., масса корпуса при спуске составила 520 т. За постройкой наблюдал капитан корпуса корабельных инженеров Н.А. Субботин, строитель крейсера «Генерал-Адмирал». Учитывая опыт эксплуатации «Крейсера», где использовали несколько металлов — цинк, бронза и получили, как и на «Разбойнике», интенсивную гальваническую коррозию, листы цинковой обшивки заменили листами мунц-металла (свинцовой латуни). На «Разбойнике» (первом из клиперов этой серии) по совету А.А. Попова заменили телескопические дымовые трубы на заваливающиеся, что принесло дополнительные удобства экипажу при работе с парусами на главной палубе.

Изначально для клиперов были использованы в качестве становых якоря Мартина, но их держащая сила оказалась недостаточной, и вскоре они были заменены Адмиралтейскими. Калибр якорных цепей составлял 37 мм, длина 220 м, каждый становой якорь имел массу 1,95 т.

В отличие от клипера «Крейсер», «Разбойник» имел иное артиллерийское вооружение. Так, 87-мм пушки там были заменены на орудия калибра 107 мм, для отражения минных и абордажных атак были предназначены скорострельные 44-мм пушки Энгстрема и 25,4-мм картечницы системы Пальмкранца. Весьма мощное минно-торпедное вооружение, принятое на клиперах этой серии по опыту его успешного применения в минувшей русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., включало: бросательные мины, мины на шпиронном шесте (шестовые мины), буксируемые мины Гарвея, мины на кормовом буксирном шесте и, наконец, четыре самодвижущиеся мины (торпеды), выпускавшиеся из «торпедной рамы», которая опускалась за борт.

Скорость хода клипера «Разбойник» можно считать удовлетворительной. Например, летом 1879 г. на «мерной миле» у Толбухина маяка при 100 оборотах в минуту паровой машины, показавшей индикаторную мощность 1668 л.с., и водоизмещении 1295 т клипер развил скорость хода 11,36 узла. Глубокой осенью 1879 г. «Разбойник» покинул Кронштадт в качестве флагмана отряда кораблей, отправляясь в дальний поход. В Северном море, когда «размахи под ветер доходили 45 градусов и клипер ложился на воду всем бортом», «Разбойник», идя в бейдевинд под парусами, успешно выдержал ноябрьский шторм. «Качка его плавная, хотя сильно ложится на обе стороны, в особенности под ветер, не бьёт ни носом, ни кормой и легко всходит на волну … Бушприт с утлегарем ни разу не уходили в воду, шлюпки не подвергались опасности быть смытыми, а равно и туго вытянутый такелаж отлично держал рангоут со спущенными брам-стеньгами», — доносил флагман отряда капитан 1 ранга Михаил Павлович Новосильский.

Однако общая перегрузка судна из-за больших запасов различного снабжения и снаряжения (например уложенный в рострах запасной рангоут весил 3,5 т) потребовала перераспределения грузов для повышения остойчивости. В результате предпринятых мер метацентрическую высоту удалось увеличить с 1,16 до 1,21 м. Во время стоянки в Англии на «Разбойнике» лучше отрегулировали паровую машину, заменили гребной винт и провели ходовые испытания. В результате этих мероприятий индикаторную мощность машины удалось довести до 1818 л.с. В обычном режиме машина свободно развивала индикаторную мощность в 1776 л.с. На пробегах по мерной миле клипер достигал скорости до 13,1 узла.
После установки в Бресте (Франция) торпедных рам «Разбойник» продолжил свой переход на Дальний Восток. В общей сложности его дальнее плавание продолжалось почти два года. В 1881 г. «Разбойник» возвратился в Кронштадт. Здесь ему установили новые котлы.

Особо клипер «Разбойник» отличился когда судном командовал капитан-лейтенант Яков Аполлонович Гильдебрандт. К тому времени он был уже известным путешественником и исследователем морей Тихого Океана. До того Яков Аполлонович совершил кругосветное путешествие на корвете «Калевала»; участвовал в исследовании залива Петра Великого; в 1871 — 1875 гг. совершил второе кругосветное плавание на корвете «Богатырь»; в 1883 — 1887 гг. он командовал клипером «Разбойник». В дальнейшем Я.А. Гильдебрандт командовал фрегатом «Владимир Мономах»; в 1893 — 1900 гг. эскадрой Тихого океана; в 1903 г. его назначили начальником Главного Гидрографического Управления; а в 1907 г. он был произведён в чин адмирала. Одним словом, с командиром клиперу «Разбойник» и его экипажу очень повезло. Под командованием Якова Аполлоновича «Разбойник» совершил кругосветное плавание. Расстояние в 6000 миль от Портсмута до Монтевидео, практически, полностью на 90%, было пройдено под парусами, при этом с хорошим ветром скорость хода достигала 12 узлов (22,3 км/ч).

 

 



Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс