Идеи Петра I воплотила даровая рабочая сила

Е. Спиридонова

Но не только бесчисленными денежными сборами расплачивалось крестьянство за широкий размах петров­ских преобразований. Оно платило кровавой ценой де­сятков и сотен тысяч человеческих жизней, вырываемых из крестьянских семей не только рекрутскими набора­ми, но и бесконечными мобилизациями на различное строительство.

Еще с 90-х годов XVII века царь начал требовать сот­ни и тысячи крестьян «к строению морских судов», к «струговому делу», к «лесной работе» (заготовка корабельного леса), в «кормщики», в «гребцы на плоты», к постройке дорог, на сооружение фортификационных ук­реплений и т.д. С начала XVIII века в связи с ведением войны и развертыванием строительства флота, каналов, дорог, крепостей, городов эти требования возрастали. Мобилизация десятков и сотен тысяч крестьян на эти работы обескровливала и разоряла крестьянское хозяй­ство.

Петр требовал проведения больших работ по строи­тельству военных укреплений под Смоленском, Брян­ском, Москвой, на украинско-польской границе и т.д., куда сгонялись десятки тысяч крестьян.

Десятки тысяч крестьян постоянно находились в ле­сах на заготовке «корабельных припасов», тысячи кре­стьян занимались их подвозкой к верфям. Тысячи плот­ников занимались строительной работой. […]

Не меньшее количество крестьян отвлекалось от кре­стьянского хозяйства на постройку каналов и дорог. Еще в 1698 г. было начато строительство канала между Вол­гой и Доном, недалеко от Царицына. Более 20 тыс. кре­стьян было согнано из разных областей страны на это строительство. Начало Северной войны, потребовавшей напряжения всех сил и средств государства, заставило Петра отказаться от продолжения строительства Волго-Донского канала. Работы были заброшены. Колоссаль­ный труд, вложенный крестьянами в земляные работы, пропал даром.

После основания Петербурга было приступлено к спешной постройке Вышневолоцкого канала, который должен был соединить Балтийское море с Каспийским через Волгу. На сооружение этого канала было согнано 40 тыс. крестьян. Строительство канала было закончено к 1709 г. Началось усовершенствование водных путей к новым балтийским портам. С 1719 г. началось строитель­ство обводного канала вокруг бурного Ладожского озера, законченное уже после смерти Петра. Много средств и людей потребовало это строительство. Ряд лет со всего государства собирались и люди и деньги. (…)

Таким образом, даровой силой десятков тысяч под­невольных людей обеспечивалось грандиозное для того времени сооружение необходимых для процветания рус­ского государства каналов. Строители платили за это сооружение своими жизнями. […] Смерть косила людей, унося ежедневно десятки и сотни жизней. Убыль попол­нялась новыми нарядами. 100-верстное сооружение Ла­дожского канала было выстлано костями крепостных людей. […]

Но еще более тяжелым для русского народа оказа­лось строительство северной столицы — Петербурга, — вставшей на страже петровских завоеваний. […]

Правительство гнало несметные армии крепостных на строительство Петербурга, пресекая все попытки об­реченных жертв избежать своей участи — найти могилу в гнилых болотах воздвигаемой столицы. И, действитель­но, мало кто из них вернулся в родные места. Каторж­ный труд, болотистая местность, нездоровый климат, от­сутствие даже питьевой воды, голод и болезни убили десятки тысяч крепостных строителей. На фундаменте из костей крепостного народа воздвигался величествен­ный Петербург.

Интересно отметить, что петровское правительство полностью отдавало себе отчет в том, что посылка на работы по возведению новой столицы была равносильна каторге. В одном из указов предлагалось добровольно возвратившихся беглых солдат после наказания кнутом ссылать на каторгу, при этом местом каторги прямо на­зывался Санкт-Петербург.

Экономическая   политика   и   экономические взгляды Петра I. M., 1952. С. 201-205. 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс