БЕСПОПОВЦЫ

БЕСПОПОВЦЫ- одно из направлений (наряду с поповцами) в старообрядчестве. Возникло в конце 17 в. Б. отрицают православную церковную иерархию; отвергают священников (отсюда название), заменив их выборными наставниками. Из таинств признают крещение, исповедь и причастие (как духовное приобщение к Богу). Всех, живущих вне их общин, Б. считают принадлежащими к «миру Антихриста», принимают в общину только через повторное крещение. С начала 18 в. Б. разделились на несколько толков (см. Поморский толк, Федосеевский толк, Филипповское согласие и др.).

Спор поповца и беспоповца. Гравюра. 1841 г. Фрагмент (ГИМ)

Спор поповца и беспоповца. Гравюра. 1841 г. Фрагмент (ГИМ)

Когда после раскола старообрядцы столкнулись с проблемой нехватки священников, то часть из них стала принимать беглых священников из Русской православной церкви (беглопоповцы), другая же часть решила вообще отказаться от института священства, мотивируя свой отказ тем, что у плохой, с их точки зрения, «никонианской» церкви не могут быть хорошими священники. Окончательное формирование беспоповского направления происходило в последнее десятилетие XVII в. В 1692 и 1694 под руководством Харитона Карпова, Феодосия Васильева и других сторонников старой веры прошли соборы новгородских старообрядцев-беспоповцев, на которых были выработаны главные положения этого направления. На этих соборах, в частности, было провозглашено, что в мире окончательно воцарился Антихрист, благодати больше не существует, священство перевелось, что не даёт возможности совершать таинства причащения и брака. Соборы объявили безбрачие обязательным для беспоповцев. Из всех таинств оставлены были только таинства крещения и покаяния, которые и в Русской православной церкви при отсутствии священника в исключительных случаях разрешается совершать мирянам.

Для беспоповцев была характерна вера в скорый конец света и второе пришествие Христа. Именно поэтому среди его сторонников получили довольно широкое распространение «гари» (самосожжения), которые рассматривались как единственный способ спасения от царства Антихриста.

Руководство беспоповскими общинами осуществляют «наставники», «уставщики» и «начётчики».

Общая численность старообрядцев-беспоповцев составляет более 1 млн. человек. Они живут в разных районах России, а также в Литве, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Польше. Подавляющее большинство составляют русские, встречаются также карелы, финны, коми, удмурты и представители некоторых других народов.

Решения беспоповских соборов 1692 и 1694 не были признаны всеми старообрядцами и поэтому беспоповское направление разделилось на разные согласия и толки: Часовенное, Поморское, Федосеевское, Спасово согласия, Филипповский, Страннический и другие толки.