Семейное воспитание в середине XIX — начале XX столетий

С. Ладыженский

Мы скажем несколько слов о семейной жизни крестьян, чтобы можно было видеть, какое там дети получают воспитание семей­ное. <…>

<…> Здесь малолетние дети — самая тяжкая обуза для родите­лей, от которой они не знают, как избавиться; как раз услышите вы желание матери, повторяемое непрестанно: «дождусь ли я, когда вы передохнете?»; и слезы не выронит она, когда они пере­дыхают.

<…> Неугодно ли полюбоваться и воспитанием семейным, если только можно назвать воспитанием то, что делается у крестьян? Первоначальный возраст. Здесь прежде всего просим навести справки о смертности детей. Больше чем две трети гибнет их <…>. А сколько еще выкидышей от колоченья мужа, от поученья свекра и т. п. <…>

Дальше, не угодно ли полюбоваться на детей, вечно грязных, оборванных, одичалых, с утра до ночи, кроме зимы, босиком и в рубашонках бродящих всюду? Всмотритесь в их игры: самая глав­ная и занимательная — подражать животным в том, чего никакое циническое перо не опишет. Вслушайтесь в их брань: то же сквер­нословие, которое и у родителей не сходит с языка. Молитва… но может ли здесь быть речь о молитве, когда мать, если б и могла на­учить их молиться, чего почти нигде нет, видит их только по утрам и вечерам, то есть когда особенно занята хозяйством, и когда ей слова некогда перемолвить с детьми? Вся ее наука состоит в бес­пощадном колочений, когда они, одурелые от голоду, врываются в избу и с криком и с плачем, или, точнее, с ревом, требуют себе пищи.

Дальше, вот выросли дети и приучаются колочениями и руга­тельствами к хозяйству: не угодно ли иметь понятие об их нравст­венном направлении? Потрудитесь взглянуть хоть только на одни поседки, которые существуют решительно везде по зимам. Собра­лась на ночь молодежь в одну избу, откуда на этот раз уходят все по­старше, т. е. женатые. Прислушайтесь к шуткам «парней», и вы ушам своим не поверите, какую мерзость может произнести язык человеческий, а «красны девицы» так себе, ничего, закроются пе­редничком, да и заливаются веселым смехом. Посмотрите на обра­щение: вот «парень» хлопнул «девицу» по груди, да и на колени к ней. Что ж она, смутилась при этой наглости, возмутилась против нее? Вот вздор: то ли еще она видала в детстве от мальчишек! А вот и лучину погасили. Довольно, однако ж, чтобы судить, насколько развито нравственное чувство в этих будущих отцах и матерях.

И вот семейное воспитание кончено, остается этой молодежи пожениться и продолжить дело своих отцов и матерей. Они это и делают.

Нужны ли у нас училища для крестьянских девиц? // Русский вестник. М., 1859. Современная летопись, август, кн. 1. Т. 22. С. 301-306.

Миниатюра: Гаэтано Чиерици. Крестьянские дети XIX века