Навязчивое гостеприимство русского простонародья

И. Беллюстин

В нашем простонародье доселе неизменным сохраняется то свойст­во, которое во времена давние отличало предков его — гостеприим­ство. Прекрасное в себе, оно, однако же, слишком грубо, невыно­симо навязчиво проявляется у крестьян. Так, случился праздник, например, Пасха, — священник ходит с образами. Угощение, т. е. водка и закуска, в каждом доме. Молебен отслужили, и священни­ка просят почтить хозяина — выпить водки и закусить. Священник отказывается, — перед ним становится все семейство на колени и не встает, пока священник не выпьет. Не подействовало и это; уго­ворил он хозяев встать и идет не выпивши; конечно, хозяин в страшной обиде, с негодованием бросает что-нибудь за молебен и уже не провожает священника (а это выражение величайшего не­удовольствия. Обыкновенно священника из одного дома все семей­ство провожает до ворот другого, там уже ждет все семейство и так через всю деревню. По окончании дела старейшие и почтеннейшие толпой провожают до околицы <…>. После священник не осмель­ся и толкнуться к нему с какой-нибудь нуждой — грубый отказ: ты не хотел почестить меня, так я не слуга тебе. Так в одном доме, так в другом и третьем и так далее; и к концу деревни самый осторож­ный и крепкий едва в силах исполнять свое дело, менее осторож­ный и крепкий совершенно теряет сознание.

Описание сельского духовенства в России. Лейпциг, 1858. С. 89-90.