Мир русской деревни XIX века

М. Громыко

Нравственные ценности — величайшее достояние каждого народа. <…> Соседская помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении, занимала почетное место в общественной жизни де­ревни. Она регулировалась целой системой норм поведения. Час­тично такая помощь проходила через общину. Случалось, что мир направлял здоровых людей топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдо­вам и сиротам община нередко оказывала помощь трудом общин­ников: во время сева, жатвы, на покосе. Иногда мир обрабатывал участок сирот в течение ряда лет.

<…> В некоторых случаях при оказании общинной помощи предполагалась последующая компенсация. Так, в Орловском уез­де (Орловская губерния) сильно пострадавший от пожара крестья­нин мог просить «общество» помочь ему поставить избу; мир обя­зательно помогал в этом случае — деньгами, работой. Когда же по­горелец «становился на ноги», он выплачивал общине деньги Ино­гда решением схода долг ему прощали «за угощение», то есть долж­ник только угощал всех. <…>

Отзывчивость, соседская и родственная взаимопомощь наиболее открыто проявлялись на так называемых помочах. Этот обычай — приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с ко­торыми семья не успевает справиться самостоятельно, — многим известен и в наши дни. Масштабы его распространения в старину поражают.

<…> Начинались помочи с приглашения помочан хозяином.

<…> Крестьянин обходит своих односельцев, приглашая на по­мочь, и тогда выезжают на помочь только те домохозяева, которые сами того желают. Охотников выезжать бывает достаточно, потому что помочь без угощения не обходится, да и всякий домохозяин па­мятует, что и он когда-нибудь сам будет нуждаться в помочи. <…> Хозяин был любезен и приветлив с помочанами. Он не мог при­нуждать, указывать, кому, как и сколько работать. Крестьянская этика исключала также замечания хозяина, если чья-либо работа ему не нравилась. Он мог лишь просто не пригласить такого чело­века в следующий раз к себе на помочь. Угощать помочан должен был обязательно сам хозяин или кто-то из его семьи; другие вари­анты считались обидными.

Мир русской деревни. М., 1991. С. 72—76.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс