Купечество в Российской империи

И. Рева

Вторую часть «общества» (Архангельской губ. — С. И.) составляют купцы со своими семействами. <…> Вся общественная деятельность занимающего нас теперь класса людей коротко и ясно формулиру­ется в одном слове: нажива <…>, и наживают они где только могут и что только могут. Нынешнее наше купечество — своего рода Напо­леоны Первые: они сами себе предки. Нет здесь старинных купече­ских родов, солидных, почтенных, которые стригут свое стадо не с налета, не догола, а постепенно, с соблюдением некоторых прили­чий и церемоний. <…> Все здесь свежее, вновь испеченное. Выныр­нет из какой-то пропасти небытия юркий джентльмен; начнет хва­тать направо, налево; жрет чужой труд, обманывает, обмеривает, об­вешивает; мошенничает на чем свет стоит — и вот, на закате дней своих он видит уже вокруг себя и довольство, и семейку, до мозга ко­стей проникнутую все теми же хищническими добродетелями.

<…> И так из года в год живут себе эти «необходимые орудия правильного распределения продуктов», живут, руководствуясь не преимущественно, а исключительно одиннадцатой заповедью, гла­сящей: не зевай! Одну только эту заповедь они и знают, и почитают, и практикуют, и поклоняются ей.

Это мужчины, а женщины…

В купеческой семье женщина прежде всего прямой пособник и укрыватель мужа, отца, брата. Она равномерно участвует в «тор­говых оборотах» и потому все сказанное по этому поводу о муж­чине — всецело применимо и к ней. <…>

Правда, и здесь, как и среди чиновничества, есть редкие оазисы че­ловечности; есть женские типы, в которых фунт или аршин не задави­ли еще человека доброго, искренно относящегося к страданиям ближнего. Но это, во-первых, единицы среди совершенно противо­положных десятков; во-вторых, молодежь; в-третьих, где гарантия, что аршин не одолеет? Такой гарантии нет, потому что <…> болото за­сасывает всех, ступивших на него, а в этом бесконечном в длину и ши­рину омуте грязи и бесчестия попробуйте-ка поискать точку опоры.

Письма с далекого севера // Русское богатство. СПб., 1882. Апрель. С. 1, 10-11,23-24.