Интеллигентское мироотношение

С. Булгаков

Крайне непопулярны среди интеллигенции понятия личной нравст­венности, личного самоусовершенствования, выработки личности (и, наоборот, особенный, сакраментальный характер имеет слово общественный). Хотя интеллигентское мироотношение представля­ет собой крайнее самоутверждение личности, ее самообожествле­ние, но в своих теориях интеллигенция нещадно гонит эту самую личность, сводя ее иногда без остатка на влияния среды и стихий­ных сил истории (согласно общему учению просветительства). Ин­теллигенция не хочет допустить, что в личности заключена живая творческая энергия, и остается глуха ко всему, что к этой проблеме приближается <…>.

Между тем в отсутствии правильного учения о личности заклю­чается ее главная слабость. Извращение личности, ложность само­го идеала для ее развития есть коренная причина, из которой про­истекают слабости и недостатки нашей интеллигенции, ее истори­ческая несостоятельность.

Героизм и подвижничество // В кн.: Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 53.