АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Преображенский, мужской монастырь в Москве, на правом берегу р. Москва, у Воробьевых гор. Основан в 1648 окольничим Ф. М. Ртищевым (по другим сведениям, существовал уже в 1620-х гг.), который учредил в монастыре училище, пригласив преподавателями украинских монахов (т.н. ученое братство: Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский). Упразднен в 18 в.

Андреевский монастырь в Москве

Андреевский монастырь в Москве

Андреевский монастырь в Пленницах в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым. В 1640 г. митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР). Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон.

Сведения об основании монастыря сообщает «Житие милостиваго мужа Феодора Ртищева», написанное неизвестным по имени образованным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.; отдельные сообщения содержатся также в документах и воспоминаниях современников. Сначала было выбрано место за городом, к юго-западу, на берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы — наиболее распространенное. Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в кон. XVI в. в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, рус. лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 авг. войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русским и татарским лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.

Андреевский монастырь

Андреевский монастырь

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем — Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского монастыря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально монастырь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. № 369, вклейка к л. 3). Монастырь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе государственной казны. До 70-х гг. XVII веке к Александровскому монастырю были приписаны Донской иконы Божией Матери монастырь в Москве, Марчуковская (Марчуговская) Зосимо-Савватиевская пустынь и другие; в 1682 г. сам Александровский монастырь был приписан к Заиконоспасскому московскомумонастырю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском монастыреготовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия. В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны, говорится, что Андреевский монастырь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения».

Андреевский монастырь

Андреевский монастырь

Наряду с русскими иноками в Александровском монастыре селились монахи из украинских, белорусских, литовских и других православных монастырей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядны. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский монастырь, Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе которой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в Александровском монастыре поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 человек, ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский монастырь.

В Александровском монастыре Ртищев основал библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей — поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа монастыря, которого привез Ртищев в конце 1655 г. из литовского похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам. Имена учителей были записаны в синодике монастыря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й половине 90-х гг. XVII века в Александровском монастыре действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс