Ставрополь — Туапсинская железная дорога

Строительство Туапсинки было проектом масштабным (каждая ветвь должна была пропускать не меньше 20 составов в сутки) и долгим, поэтому на разных этапах к проектированию привлекались самые известные инженеры и архитекторы того времени. Например, Иосиф Годзевич, спроектировавший самые сложные участки дороги с перепадом высот, – это тот самый инженер, который возвел первую электростанцию на Ставрополье (кстати, она также была частной). Из-за обилия архитекторов проекты железнодорожных станций восточной и западной линий принципиально отличаются, но и те и другие сейчас являются архитектурными памятниками.

В инженерном смысле дорога была примечательна потому, что ради нее изменили тогдашние «госты». Ведь Туапсинка была и остается единственной российской железной дорогой, проходящей по такому сложному рельефу местности. Технические требования устанавливали, что уклон рельсов не должен превышать 0.008 метра (для того чтобы железнодорожный состав на подъеме в гору не скатился вниз под тяжестью собственного веса). Однако для инженеров Туапсинки в виде исключения этот параметр переправили на 0,012 метра. Зато весовую норму составов ограничили 41 вагоном, чтобы «не вдруг чего». В этом «техническом мухлеже» принимал участие сам Государь Император, вопрос об уклоне рельсов обсуждали лично с ним.

Несмотря на то, что остались небольшие действующие участки дороги, большая часть путей, мостов и туннелей Туапсинки была разрушена. Однако советская власть нанесла дороге больше ущерба, чем война. В 1918 году вышел Декрет о национализации, и дорога перестала быть частной. Ее не только перестали строить, перестали ремонтировать действующие участки. Попытки восстановить дорогу сделали немцы во время оккупации 1942-1943 годов.

Мост 3 x10 сажень через р. Пшиш южнее станции Пшиш



Мост 2×8 сажень над речкой Индюшка и шоссе Туапсе — Майкоп.


Малый Петлевой (Круговой) туннель, длиной 76 сажень. Туапсинский портал.

Навагинский туннель длиной 512 сажень. Армавирский портал.

Переезд на 211 км участка Армавир — Туапсе.

Железная дорога в долине реки Туапсе.


Строительство туннеля длиной 656 сажень под Гойтхским перевалом.

Без названия


Большой Петлевой туннель. Армавирский портал.


Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс