Северная часть Оренбург-Ташкентской железной дороги 1901 г.

Ташкентская железная дорога — железная дорога в СССР, пролегавшая по территории Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР.

Дорога была построена в период с 1877 по 1906 год. Протяжённость дороги на 1955 год составляла 2419,6 км, управление дороги располагалось в Ташкенте.

Первые участки на территории Ташкентской дороги были построены в 1887 году. Первый участок Зиадин — Урсатьевская был построен в 1888 году, Урсатьевская — Андижан в 1889 году, в 1899 году была построена линия Самарканд — Ташкент. Линия Ташкент — Арысь — Джусалы (и далее на Оренбург) была сдана в эксплуатацию в 1905 году.

На 1913 год дорога имела протяжённость 2234 км. В подвижном составе имелось 552 паровоза, 7853 товарных и 655 пассажирских вагонов. Имелись зернохранилища на станциях Новосергиевская, Платовка.

Как дорога с трудными условиями эксплуатации паровозов (безводность) одна из первых была переведена на тепловозную тягу и получила в свой парк тепловозы ТЭ3.

Основными грузами дороги являлись: хлопок, уголь, нефть, руда, машины, строительные материалы, промышленные и продовольственные товары.