АБРАМЦЕВО

усадьба близ города Сергиев Посад Московской области. С 1843 имение Аксаковых (где у С. Т. Аксакова гостили Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин), с 1870 — Мамонтовых -один из центров русской художественной жизни (здесь работали В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В.Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М.А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров; были созданы мастерские резьбы по дереву и майолики).

Усадьба Абрамцево

Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг.В 1843 Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев, часто бывал актер М. С. Щепкин. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы.В 1870 после смерти Аксаковаусадьба перешла к С. И. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву.

Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы.Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной М. А. Врубелем. Среди майоликовых работ мастерской: панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (по эскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле модерн.В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в «русском стиле»: керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман, 1872), «Терем» (архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь ( по проекту В. М. Васнецова, 1881-82).В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция которого включает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянского искусства, майоликовую мастерскую («Студию»), картинную галерею современных русских художников, постройки в парке.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.

При организации мастерской особое вниманиеуделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания

Абрамцево (усадьба Аксаковых) мастерская.

плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники — В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.

В 1922 в Кудрине была организована артель «Возрождение», которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий.