АЛМА-АТА

АЛМА-АТА (казахское — Алматы), город у северного подножия Заилийского Алатау, на реках Большая и Малая Алматинка (Республика Казахстан). Основан в 1854 как русское военное укрепление, с 1867 город Верный — центр Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. С 1921 А.-А. В 1929-36 столица Казахской АССР в составе РСФСР, в 1936-90 — Казахской ССР (с 1990 Республика Казахстан). В 1991-98 столица Республики Казахстан.

Алматы — довольно интересный город Казахстана, в котором до 1997 года располагалась столица страны, и который в настоящее время является неофициально признанной южной столицей республики. Алматы до сих пор сохранил в себе те важные столичные качества, которые сформировались в нем за время его пребывания главным центром республики. Однако, несмотря на то, что он больше таковым не является, город не утратил своего шарма и привлекательности, оставаясь все таким же ценным для народа и страны, как и много лет назад.

Алма-Ата

Город расположен у подножия гор Заилийского Алатау на крайнем юго-востоке республики, у самого северного хребта Тянь-Шаня, он возвышается от 600 до 1650 метров над уровнем моря. В городе царит резко континентальный климат, температура воздуха резко варьируется не только в течение года, но и в течение суток. В Алматы есть несколько небольших рек, среди которых выделяются Большая и Малая Алматинка, а также их притоки. Основными водными ресурсами города являются реки и озера.

Сейчас Алматы — это важнейший государственный, культурный и научный центр, где находятся главные университеты страны, Академия наук, национальные театры, а также сотни памятников и фонтанов. Алматы является и спортивной столицей Казахстана, именно здесь в 2011 году пройдут зимние Азиатские игры.

Население
Общее число жителей города по данным на 2009 год составило 1 365 105 человек, однако эта цифра может быть не совсем точной, так как помимо зарегистрированных горожан, в Алматы проживает также большое количество нелегальных мигрантов, приехавших в город в поисках работы или просто лучшей жизни; составляет оно примерно 13%. Таким образом, число жителей города может достигать 2-х миллионов человек. Плотность населения составляет 4 379 чел./кв.км. По национальному составу город довольно многонационален, здесь проживают представители таких наций, как казахи, русские, уйгуры, татары, корейцы, немцы, украинцы, турки и другие. Люди здесь говорят на разных языках, превалирующими из которых являются казахский и русский. Для города характерна поликонфессиональность. Здесь живут и работают приверженцы таких мировых религий, как ислам (конкретно — суннизм), христианство (православие, протестантизм и католицизм), иудаизм и прочих, менее распространенных верований.

Алма-Ата была последней столицей и крупнейшим городом Казахской ССР

Название
На месте современного города уже в позднем средневековье существовала стоянка тюркских и монгольских кочевников. В то время она называлась Алмату. Более новая история начинается для города в 1854 году, когда на месте поселения казахских кочевников Алматы (в переводе означает «яблоневый») было построено русское военное укрепление под названием Заилийское, переименованное позднее в Верный, затем в 1867 — в Алматинское, потом в Верный. В 1921 городу было присвоено название Алма-Ата. Дословно это название можно перевести как «Яблоко-Дед», так как «алма» на казахском означает «яблоко», в советских же изданиях название города переводили более поэтично — «Отец Яблок». С 1993 на казахском и русском языках город стали официально называть Алматы. В настоящее время именно это название является правильным, хотя в России широко распространено старое название — Алма-Ата.

История города Алматы
Первые поселения ранних земледельцев и скотоводов на территории Алматы появились в 10 — 9 веках до н.э. Другие исторические источники доказывают, что здесь в 6 — 3 веках до н.э. располагались поселения знаменитых племен саков, а позднее усуней. Самые значительные находки, относящиеся к этому периоду — это курганы саков, самые крупные из которых достигали 20 метров в высоту, а диаметр у основания составлял свыше 100 метров. Располагались они в основном по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки, Аксая. В 8 — 10 веках в этом регионе были основаны несколько городских поселений. И одно из них как раз носило имя «Алмату». Поселение это было довольно процветающим, так как в древности оно лежало на отрезке знаменитого Великого Шелкового Пути между Европой и Китаем. Тяжелым для Алмату оказался 13 век, когда он, как и многие города средней Азии, был разрушен воинственной армией Чингисхана. Позднее, с приходом в упадок Великого Шелкового Пути, город совершенно потерял какое-либо значение и на его месте в 16 веке образовался типичный аул.

Главный почтамт. 1931 — 34. Архитектор Г. Г. Герасимов.

Новая жизнь для небольшого поселения началась 4 февраля 1854 года, когда русские возвели на этом месте военное укрепление. Здесь поселились 470 солдат и офицеров русской армии. С 1855 года поселение начало динамично разрастаться преимущественно благодаря пребыванию сюда русских переселенцев. Отныне город начал активно развиваться: возникли Большая и Малая Алматинские станицы, Татарская слободка, «Казенный сад» (сейчас Центральный парк культуры и отдыха). В 1858 году с открытием первого пивоваренного завода начала развиваться местная обрабатывающая промышленность. В 1859 году в городе уже проживало 5 тысяч человек, в 1860 открылся первый госпиталь и почтовое отделение.

В апреле 1867 года Верный стал центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства.

28 мая 1887 года произошло сильнейшее землетрясение, унесшее жизни 322 человек и разрушившее 1798 кирпичных домов. В память о трагедии люди построили небольшую часовню, которая, к сожалению, была снесена в 1927 году. Вскоре после землетрясения в городе была образована сейсмическая и метеорологическая станция, а дома стали строить с учетом сейсмичности и в основном из дерева. Так, были сооружены крупные деревянные здания города — Дом полка военного собрания, Кафедральный собор, Дом общественного собрания.

В 1918 году в Верный пришла советская власть. Город и область вошли в состав Туркестанской автономии (ТАССР) в составе РСФСР. 3 апреля 1927 года столица Казакской АССР была перенесена из Кызылорды в Алма-Ату, что послужило причиной дальнейшего развития города во всех областях его жизнедеятельности. Алма-Ата также осталась столицей новообразовавшейся Казахской ССР в 1936 году, и независимого Казахстана в 1991 году.

Достопримечательности Алматы.
Кок-Тюбе. В переводе с казахского это «Зеленый холм», в середине 20 века он носил название «Веригина гора». Холм этот расположен недалеко от Алматы, практически у подножия располагаются жилые районы. Гора возвышается на 1130 метров над уровнем моря. Кок-Тюбе является одной из главных достопримечательностей города, а также местом республиканской важности. Здесь, прямо на его склонах, находится знаменитая телевизионная башня Алматы высотой 372 метра. Подняться на холм можно по автомобильной дороге, или же посредством канатной дороги, сооруженной еще в 1967 году. Как ее называют в простонародье «канатка» проходит над частью старого города, застроенного частными домами, часто называемую «компотом». Район получил это необычное название благодаря фруктовым улицам, которые его составляют: Яблочная, Грушевая и другие.

Телебашня Алматы

Весной в 2004 году на горе Кок-Тюбе произошло неприятное событие: после проливных дождей земля начала трескаться, сходил грунт, рушились построенные на холме строения. Возникла реальная угроза схода оползня, который бы нанес огромный ущерб расположенным у подножья жилым районам. Поэтому местные власти, чтобы избежать подобного аварийного положения, решили закрыть гору. Начались работы, направленные на то, чтобы удержать грунт от дальнейшего сползания. Сегодня «отреставрированная» гора Кок-Тюбе снова открыта для посетителей и радует их своими ярко-зелеными склонами.

Телебашня Алматы. Теле- и радиовещательная башня расположена на склонах горы Кок-Тюбе. Ее высота составляет 372 метра, здесь есть две обзорные площадки, попасть на которые можно на высокоскоростных лифтах. Однако, несмотря на все предоставляемые условия, башня закрыта для посещения туристами. Сооружение было воздвигнуто в период с 1975 по 1983 годы и является одной из наиболее сейсмостойких построек в мире.

Дворец Республики. Дворец Республики расположен на перекрестке проспекта Достык и проспекта Абая. Основное предназначение дворца — проведение концертов, фестивалей и прочих культурных мероприятий. Здание является гордостью Алматы еще со времени правления Динмухамеда Кунаева. На площади перед дворцом можно увидеть фонтаны и памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. История дворца начинается с 1970 года, когда он еще носил название Дворца культуры имени В. И. Ленина. В 1971 году его создатели (В. Ю. Алле, В. Н. Ким, Ю. Г. Ратушный, Н. И. Рипинский, А. Г. Соколов, Л. Л. Ухоботов и др.) за свое мраморное произведение искусства были удостоены Государственной премии СССР.

Памятник Биттлз

Памятник Биттлз. Он является первым памятником самой знаменитой во всем мире ливерпульской четверке, поставленным на территории СНГ. Памятник достаточно молод. Его поставили только в 2007 году, расположен он на горе Кок-Тюбе. Автором бронзовых Биттлз стал Эдуард Казарян. На композиции сидящим изображён только Джон Леннон, с гитарой в руке. При желании, можно сесть рядом с металлическим «двойником» музыканта. Джордж Харрисон, Ринго Старр и Пол Маккартни изображены стоя.

Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Парк расположен в Медеуском районе города, занимает территорию в 18 га. В парке можно увидеть различные породы деревьев: карагач, дуб, осину, клён, сосну, ель, а также комплекс сооружений, придающих и так живописному парку еще более впечатляющий вид. Среди построек парка можно выделить Вознесенский кафедральный собор, Мемориал Славы, Дом офицеров, Музей Народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа, Памятник И. В. Панфилову.
Парк был основан в 70-х годах 19 века, когда сам Верный еще находился в процессе строительства. Название парка за более чем столетнее существование много раз менялось. Парк этот был и Пушкинским садом, и Парком павших за свободу, и Парком федерации, пока, наконец, не стал почитать своим названием 28 бойцов 1075 полка 316-й дивизии, совершивших подвиг при обороне Москвы во время Великой Отечественной войны.

Кафедральный собор Зенкова в Алматы.

Вознесенский кафедральный собор. Этот собор Русской православной церкви расположен в центре парка. Уникальное деревянное строение, построенное в 1904 — 1907 годах знаменитым архитектором А.П. Зенковым, стало прекрасным образцом сейсмостойкого сооружения, которое в 1911 году выдержало сильное землетрясение в 10 баллов. При этом высота храма — 54 метра. Внутреннее устройство собора изготовлялось в художественных мастерских Москвы и Киева. Роспись иконостаса выполнялась художником Н.Г. Хлудовым. Использовался в качестве культового учреждения до 1927 года. В период правления советской власти в здании собора располагался краеведческий музей. В1995 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в 1997, после проведения тщательных реставрационных работ, здесь снова начали звенеть колокола и проводиться православные службы.
В 2007 году Национальный банк Казахстана выпустил в обращение монету достоинством в 500 тенге, на реверсе которого изображен Православный Вознесенский собор. 4000 серебряных монет были выпущены с целью содействовать расширению понимания всей культуры Казахстана, способствовать представлению религии, как мирного учения о духовном и нравственном самосовершенствовании личности. На аверсе монеты изображен герб Казахстана.

Мемориал Славы. Он был сооружен в 1975 году по случаю 30-й годовщины Победы в парке 28 гвардейцев-панфиловцев, в том же году зажжён Вечный огонь. Открытие мемориала состоялось 8 мая 1975 года. Первую его часть составляет горельеф «Клятва» (с левой стороны) — она посвящена юным борцам за Советскую власть в Казахстане. Центральная часть триптиха «Подвиг» запечатлела образы героев, защитивших Москву ценой собственных жизней. Справа находится композиция «Трубящие славу», которая придает всему мемориалу оптимистическое звучание, ее образы воплощают гимн торжествующей жизни. У Вечного огня находятся массивные кубы из лабрадорита, под которыми замурованы капсулы с землей, доставленной из городов-героев.

Музей Народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа

Дом офицеров. Бывшее здание окружного дома офицеров было построено в 1978 году, авторами которого стали Ю. Г. Ратушный, О. Н. Балыкбаев, Т. Е. Ералиев. Расположен дом возле восточного входа в парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Здание представляет собой великолепную архитектурную достопримечательность города. В отделке интерьеров были применены камень, алюминий, декоративные пластмассы, синтетические материалы, кожа и другие материалы. Строгое сочетание цветов белого ракушечника аттикового этажа с черными прожилками камня-плитняка придают зданию особенный торжественный вид.

Музей Народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. Сегодня музей располагается в бывшем Доме офицерского собрания, здание которого было построено еще в 1908 году, музей же начал работать с 1980 года. Здесь собраны всевозможные виды музыкальных инструментов, преимущественно казахских, — гордость казахского народа. В прошлом многие выдающиеся народные певцы, поэты, композиторы пользовались ими при сочинении новых музыкальных произведений искусства и просто на радость слушателям. Свыше тысячи экспонатов хранится в алматинском музее, представляющих особый интерес и ценность для истинных почитателей такого рода искусства. Интерьер музея отделан в традиционном казахском стиле, использованы мотивы таких народных узоров, как агаш — древо жизни, шынжара — бегущие волны, узилмес — вьющийся стебель.

Центральная мечеть. Мечеть была построена в июле 1999 года и на данный момент является самым грандиозным монументом в Казахстане — символом мусульманской религии. Здание отделано мрамором и цветными изразцами, отражающими национальную культуру страны. Над мечетью возвышается огромный голубой купол, а возле нее расположен минарет высотой 47 метров.

Монумент независимости. Словно вышедший со страниц истории этот памятник стал своеобразным зеркалом, отражающим всю историческую хронику развития и становления казахского народа и Казахстана начиная со времен древней царицы племени саков Томарис, и заканчивая настоящим временем. В центре комплекса расположен символ независимости — «Золотой воин».

Медео. Медео — это спорткомплекс, построенный в 1972 году в одноименном ущелье, находящемся в 15 км от города. Особенность катка Медео заключается в том, что он расположен на высоте 1500 м над уровнем моря, особую роль играет качество льда, основанного только на чистейшей горной воде без примесей каких-либо солей, и разреженном воздухе. Интересно, что за 33 года на высокогорном катке было установлено 126 мировых рекорда. От этого каток также называют «фабрикой рекордов». В 1990-х годах Медео был местом проведения международного музыкального фестиваля Голос Азии. 16 декабря 2009 года спорткомплекс, а также горнолыжная база «Чимбулак», расположенная немного выше, были вновь открыты после реконструкции.
В 2011 году на льду спорткомплекса Медео планируется проведение соревнований по конькобежному спорту и хоккею с мячом по программе VII зимних Азиатских Игр.

Фонтаны Алматы. Сегодня в городе Алматы насчитывается более 120 фонтанов, 61 из которых состоит в коммунальной собственности. В совокупности с разветвлённой арычной сетью фонтаны создают единый комплекс водоемов и водотоков города.
Первый в Алматы фонтан появился в 1948 году, он положил начало так называемому «фонтанному культу» в городе. В результате, каждый год 25 мая отмечается как День фонтанов, когда в 9 часов вечера водяное шоу начинается в каждом фонтане города. Каждый год с 25 мая по 15 сентября фонтаны работают регулярно с 10 часов утра до 2 часов ночи.

Памятники Алматы. В городе находится огромное количество памятников, установленных в честь различных деятелей культуры, искусства и политики, или какого-то определенного события. Здесь можно найти памятник на любой вкус и цвет, любого размера, сделанного из любого материала. Никто из гостей города не останется недовольным — каждый монумент имеет что-то исключительное, к проектированию каждого из них скульпторы подошли индивидуально.