Закаспийская военная железная дорога

Построение Закаспийской военной железной дороги произведено в три периода, каждый раз при различных условиях и по различным сметам на каждый участок.

Основный участок, от Узун-Ада до Чарджуя (Чарджоу), протяжением 995 верст (1054,7 км), состоит из трех частей, относящихся к двум периодам построения, из которых в первом одна часть — от Михайловского залива до Кизил-Арвата, длиною 217 верст (230 км), и во втором две части — от Кизил-Арвата до Чарджуя и от Михайловского залива до Узун-Ада, протяжением 781 верста (827,9 км).

Первая часть основного участка, от Михайловского залива до Кизил-Арвата, начатая постройкою в 1880 году, была вызвана экспедицией генерала Скобелева в Ахал-Текинский оазис и осадою Геок-Тепе. Для облегчения и ускорения перевозки воинских тяжестей, на этом участков предполагалось первоначально построит переносную, конную железную дорогу системы Дековиля; по произведенным же летучим изысканиям, оказалось, что прокладка такой дороги от Михайловского залива до Мулла-кары, на протяжении 22 с половиною верст, почти невыполнимо, вследствие сыпучих песков, больших барханов и отсутствия фуража. Поэтому решено было построить паровую железную дорогу на протяжении первых 25-ти верст, а на остальном конную. Но последняя, однако, скоро доказала свою неприменимость для перевозки большого количества грузов на большие расстояния в безводных, безтравных солончаках и уже в конце того же года последовало Высочайшее повеление о немедленном продолжении проведения паровой железной дороги. Участок этот строился, так сказать, с оружием в руках, без предварительных подробных изысканий по линии, а лишь по беглом одновременно с постройкою осмотра местности, находившейся во владении враждебных туркмен. Направление железной дороги избиралось, по требованию командующего экспедициею, вдоль караванного пути, так как первоначально железная дорога предназначалась в подмогу верблюжьим караванам.

Стоимость построения этого участка, при отсутствии искусственных сооружений и при замене станционных и путевых сооружений кибитками и палатками, определилась в 31000 рублей за версту, с рельсами и подвижным составом.

В 1885 году, после дела под Кушкой, спешно приступлено было к продолжению дороги от Кизил-Арвата к берегам Аму-Дарьи, т. е. до Чарджуя, и почти одновременно от Михайловского залива до Узун-Ада, на Каспийском море.

По расценочной ведомости и проектам, стоимость версты их определилась в 30678 рублей, но, в виду спешности работ, многие сооружения не могли быть исполнены по предвиденной цене и в 1889 году был открыть дополнительный кредит в 7 миллионов рублей на окончание работ по всем вышеназванным участкам первых двух периодов, так что окончательная стоимость первых участков от Узун-Ада до Чарджуя, на протяжении 980 верст, определилась в 37000 руб. с версты вместе с рельсами и подвижным составом.

С 1-го июля 1887 года было приступлено к постройке самаркандского участка, на протяжении 346 верст (366.8 км). Приобретенный опыт построек в Закаспийском крае и производство тщательных изысканий по линии этого участка дали возможность произвести работы при более благоприятных условиях и постройка этого участка, оконченная к 1 января 1889 года, обошлась в 34832 рубля 53 копеек за версту, со стоимостью рельсов и подвижного состава из запасов Правительства.

Без рельсов и подвижного состава стоимость дороги составила бы лишь 21849 рублей 75 копеек на версту, но в эту стоимость введена и доставка материалов из России до места работ, составившая сумму 1903815 рублей, т.е. почти 5498 рублей на версту протяжения участка.