Мариинская водная система

При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 — 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «… окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже — трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 — 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом.

Шлюз Императрицы Марии Федоровны на Мариинской системе каналов
Шлюз Императрицы Марии Федоровны на Мариинской системе каналов

По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 — 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые.

Существующий фарватер у шлюза св. Алексея. 1892 г.
Существующий фарватер у шлюза св. Алексея. 1892 г.

Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.

Укладка короля на шлюзе св. Николая. 1892
Укладка короля на шлюзе св. Николая. 1892

По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне — по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.

Устройство перекопа у шлюза св. Алексея. 1892 г.
Устройство перекопа у шлюза св. Алексея. 1892 г.

На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.

Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893
Девятинский перекоп. Паровоз ведёт гружёный состав. 1893

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 — глинистого грунта и 76 — плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз.

Проводка барж по Мариинской системе
Проводка барж по Мариинской системе

Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.

Землечерпательная машина Мариинская 5-ая. Река Ковжа.1909 год
Землечерпательная машина Мариинская 5-ая. Река Ковжа.1909 год

Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры—Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам.

Ковжская плотина.1909 год
Ковжская плотина.1909 год

В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер.

Колокольчики. Этюд.У Ковжской плотины. 1909 год
Колокольчики. Этюд.У Ковжской плотины. 1909 год

Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно.

Лижма (пловучий остров). У Ковжской плотины.1909 год
Лижма (пловучий остров). У Ковжской плотины.1909 год

В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра.

На реке Вытегре. 1909 год.
На реке Вытегре. 1909 год.

Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. В конструкции этого сооружения можно было разобраться еще в довоенные годы XX века.

Лилии. Этюд. Кувшинки. У Ковжской плотины.1909 год
Лилии. Этюд. Кувшинки. У Ковжской плотины.1909 год

Памятник в честь окончания строительства нового соединительного (Ново-Мариинского) канала между реками Вытегрою и Ковжею. Шлюз св.Александра.1909 год
Памятник в честь окончания строительства нового соединительного (Ново-Мариинского) канала между реками Вытегрою и Ковжею. Шлюз св.Александра.1909 год

Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год
Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год

Плотина св. Павла в Девятинах.1909 год
Плотина св. Павла в Девятинах.1909 год

Ремонтная мастерская М.П.С. в Девятинах. Река Вытегра. 1909 год
Ремонтная мастерская М.П.С. в Девятинах. Река Вытегра. 1909 год

Сад М.П.С. и шлюз св. Павла
Сад М.П.С. и шлюз св. Павла

Село Девятины и водоспуск шлюза св. Бориса. 1909 год
Село Девятины и водоспуск шлюза св. Бориса. 1909 год

Старый Петровский шлюз около дер. Петровское. Остатки шлюза св.Петра на старом Мариинском канале.1909 год.
Старый Петровский шлюз около дер. Петровское. Остатки шлюза св.Петра на старом Мариинском канале.1909 год.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс