Транспорт Санкт-Петербурга

Во второй половине XIX века Санкт-Петербург был быстрорастущим городом, поэтому возникла потребность в увеличении пассажироперевозок. В 1860 году город получил первый вид рельсового уличного транспорта —конно-железную дорогу, или в простонародье конку. Изначально она использовалась только для грузоперевозок, но с 27 августа 1863 года, после постройки первых пассажирских линий (площадь Восстания —Невский проспект — стрелка Васильевского острова; Адмиралтейская площадь — Конногвардейский бульвар — 6-я линия; Никольская площадь — Садовая улица — Невский проспект) конка стала перевозить и пассажиров. Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый транспорт пришёлся жителям по вкусу — к моменту пуска первой линии электрического трамвая, конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. Интервал движения обычно составлял 10-15 минут, но на окраинах мог составлять полчаса и более.

Линии конки были узкоколейными и практически всегда однопутными с разъездами каждые 1-1,5 км, лишь на оживлённых магистралях прокладывались 2 пути. Никаких оборотных колец на линиях конки не было, линия просто «обрывалась». Доехав до «обрыва», конюхи просто перепрягали лошадей на противоположную сторону и ехали назад, так как вагон конки был симметричен. В качестве подвижного состава использовались два типа вагонов — одноэтажный и двухэтажный (или, как говорили, с империалом). Империал представлял собой крышу, приспособленную для перевозки пассажиров, проезд там стоил дешевле. В движение вагон обычно приводился парой лошадей, в тех же местах, где и двум лошадям было тяжело вести вагон конки (чаще всего это были подъёмы на мосты), к вагону подпрягали ещё одну лошадь.

Новый транспорт вынудил строить специальные коночные парки. Первый коночный парк был построен по адресу Лиговский проспект, 40. По мере разрастания маршрутной сети, стали появляться и другие парки — Рождественский (до 2003 года — трамвайный парк № 4, ныне закрыт), Московский (у Московских ворот, не сохранился), Василеостровский (не сохранился), Петербургский (ныне — трамвайный парк № 3, площадка № 1), а чуть позже — Нарвский (за Нарвской заставой, не сохранился), Выборгский (в Нейшлотском переулке) и парк села Александровское (на проспекте Обуховской обороны).

Автобус с империалом у Александровского сада, 1907 год

Автобус с империалом у Александровского сада, 1907 год

Конечная остановка конки рядом с отелем Европа на Михайловской улице 1900-е годы
Конечная остановка конки рядом с отелем Европа на Михайловской улице 1900-е годы

Конка на Аничковом мосту.
Конка на Аничковом мосту.

Конка на Дворцовом мосту. Фотоателье Буллы. 1905-06 г.
Конка на Дворцовом мосту. Фотоателье Буллы. 1905-06 г.

Конка на Лиговской улице 1906
Конка на Лиговской улице 1906

Конка на остановке Дворцовая площадь. Фотограф К. Булла. Нач. 1900-х гг.
Конка на остановке Дворцовая площадь. Фотограф К. Булла. Нач. 1900-х гг.

Конка у Исакиевского собора
Конка у Исакиевского собора

Конки, доставляющие прибывших с Дальнего Востока раненных в Николаевский военный госпиталь
Конки, доставляющие прибывших с Дальнего Востока раненных в Николаевский военный госпиталь

Невский проспект . На Невском проспекте в дни коронационных торжеств. Справа бутафорский фасад, скрывающий перестраиваемое здание Пассажа 1896.
Невский проспект . На Невском проспекте в дни коронационных торжеств. Справа бутафорский фасад, скрывающий перестраиваемое здание Пассажа 1896.

Невский проспект.Фото нач.1900-х гг.
Невский проспект.Фото нач.1900-х гг.

Омнибус на конечной остановке у Александровского сада.Фото К.Булла. 1900-х гг.
Омнибус на конечной остановке у Александровского сада.Фото К.Булла. 1900-х гг.

Омнибус на Невском проспекте перед домом №54.Фото К. Булла. 1900 г.
Омнибус на Невском проспекте перед домом №54.Фото К. Булла. 1900 г.

Остановка конки Дворцовая площадь
Остановка конки Дворцовая площадь

Открытый многоместный автобус на Владимирском проспекте, 1911 год
Открытый многоместный автобус на Владимирском проспекте, 1911 год

Первая международная автомобильная выставка в Михайловском манеже, 1907 год.
Первая международная автомобильная выставка в Михайловском манеже, 1907 год.

Первые таксомоторына улицах Санкт-Петербурга в 1908 году
Первые таксомоторына улицах Санкт-Петербурга в 1908 году

Петербургский трамвай у Балтийского вокзала.Фотоателье Буллы. 1908 г.
Петербургский трамвай у Балтийского вокзала.Фотоателье Буллы. 1908 г.

Прогулка по Дворцовой набережной.Фотограф К.Булла. 1910 г.
Прогулка по Дворцовой набережной.Фотограф К.Булла. 1910 г.

Рекламный проезд автобуса Южно-Германского автомобильного общества на Троицком мосту, начало XX века
Рекламный проезд автобуса Южно-Германского автомобильного общества на Троицком мосту, начало XX века

Сани с выездным лакеем.Фотоателье Буллы. До 1914 г.
Сани с выездным лакеем.Фотоателье Буллы. До 1914 г.

Электрический перевоз через неву. 1906.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс