Явление языческое — суд Божий

Н. Хлебников

Самое поражающее современного человека явле­ние […] — это суд Божий. Конечно, в самом существе это явление языческое, потому что оно видит проявле­ние божественной воли в огне и воде; огонь и вода объявляют правого и виновного — мнение, которое до сих пор сохранилось в пословице «правда на воде не то­нет, на огне не горит». Это приписывание огню и воде чисто нравственных свойств (открывать правду) указыва­ет на то, что даже в эпоху фетишизма, в эпоху поклонения чистым силам природы, человек соединяет с божеством чисто нравственные представления. У славян рюгенских в руках Белбога, т.е. бога света и правды, находился кусок железа, который распалялся, когда то было нужно для производства испытания. В Богемии подсудимый должен был простоять известное время на раскаленном железе (обыкновенно на плуге) или держать на нем два пальца до тех пор, пока совершит предположенную присягу. У нас неизвестно, как производилось испытание железом, но, судя по тому, что действующим лицом был мечник, испы­тания, вероятно, производились на мече. Испытание водой состояло в том, что обвиненного, связанного, бросали в воду, и если он был прав, то святая стихия принимала его в свои объятия, если виноват, то она выбрасывала его.

Общество и государство в домонгольский период   русской   истории.   СПб., 1872. С. 315-316.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс