Пьянство — остатки веселого язычест­ва

Н. Хлебников

Пьянство было одним из тех пороков общества, на ко­торый церковь смотрела как на остатки веселого язычест­ва, а потому она преследовала его всеми силами, которы­ми она располагала. Все лучшие проповедники общества говорят об этом зле и рисуют его ужасными красками. «О горе, и еще скажу, о горе пребывающим в пьянстве! — восклицает Феодосии. — Пьянством отгоняем от себя ан­гела-хранителя и привлекаем к себе злого беса; через пьянство удаляемся от Святого Духа и приближаемся к аду. Бесы радуются пьянству и, радуясь, приносят дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Дьявол, радуясь, гово­рит: «Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языче­скими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяни­цах находятся все дела моего хотения»…» Митрополит Никифор, в послании к Владимиру Мономаху, рисует нам картину обычаев того общества — обычаев, которые были неприятны церкви, хотя он и не находил возможности в чем-либо упрекнуть князя: « […] Я знаю, что ты для гостей готовишь великолепные обеды, где всем дают всевозмож­ное, куда принимаешь, ради княжеского величия, как правых, так и беззаконных, и где ты сам служишь и разно­сишь кушанья, делая все это, конечно, для утверждения своей княжеской власти. Когда иные упиваются и объе­даются, ты сам сидишь спокойно и только смотришь на пьяных и пьющих, лишь для примера немного вкушая сам. Так ты угождаешь твоим подданным и терпишь, чтобы они напивались перед твоими глазами, и тем по истине угож­даешь им и покоряешь их». Как ни мягко написано это наставление для лучшего русского князя, но и в нем скользит ясно та же мысль, что хотя он сам и остается вне порока, но потакает ему косвенно, ради жажды власти. Из Церковного правила митрополита Иоанна мы узнаем, что даже в монастырях поминальные обеды обращались в на­стоящие пиры. […] обращаясь к священникам, ближе всего сталкивающимся с жизнью, Иоанн дозволяет им являться в мирские пиры, но требует, чтобы они уходили тотчас, когда начнется играние, гудение и плясание.

Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С. 337-339.