Европейские нравы XII и XIII века

Н. Хлебников

Другою чертою XII века была любовь к чувственным удовольствиям, в форме пиров и в отношении женщин. Природа человека вообще чувственна, и нужно большое умственное и нравственное развитие общества, чтобы по­давить эту естественную слабость и дать лучшее направ­ление страстям человека. Тем с большей яростью она вы­ступает в варварский век, когда чувственные удовольст­вия были, за исключением охоты, почти единственным удовольствием человека. Христианство, без сомнения, в этом отношении оказало едва ли не величайшую услугу человеку, но и оно было бессильно против этой слабости

[…] Юрий Владимирович, «хотя имел, — говорит ле­топись, — княгиню, достойную любви, и любил ее, но при всем этом многих жен подданных часто посещал и с ними более веселился, чем с княгинею. Он проводил с любовницами целые ночи, за вином и с музыкой, чем многие бояре оскорблялись, а молодые, следуя более своему уму, чем наставлению старших, подражали ему советом и делом». […]

«Когда разгоряченная толпа, выводя Игоря из мона­стыря, хотела его убить, он просил себе священника, чтобы исповедаться, на что толпа отвечала: «Когда вы с братом Всеволодом жен и дочерей наших брали на по­стели и домы грабили, тогда попа не спрашивали, и ныне поп не нужен»». Летописец делает такую характеристику Всеволода: «Всеволод был мудр в советах и судах, потому что если кого хотел, того мог и обвинить и оправдать. Он имел много наложниц и более занимался ими, чем делами, вот почему его правление было тягостно киевля­нам, и когда он умер, то кроме наложниц никто о нем не жалел». […]

Европейские нравы XII и XIII века также отличались чрезвычайной распущенностью. Можно сказать более: другие нравы были бы невероятны, судя по той степени цивилизации, на которой тогда стояло русское общество. Общественные нравы так же подчиняются общим законам развития цивилизации, как и другие стороны обществен­ной жизни. Нравственность в семейной жизни есть не следствие простоты, но одна из величайших побед ци­вилизации. Все варварские общества отличаются дикой чувственностью и цинизмом нравов. Очищение нравов идет рядом с развитием образованности, дающей чело­веку много новых наслаждений, невозможных в варвар­ском обществе. Если даже и с образованностью черты грубого разврата никогда не исчезают, но зато в массе общество делается нравственнее.

Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С.376-380.

Миниатюра: Всеволод Ярославич