Синкретизм, или двоеверие X-XVIIIвв.

М. Тихомиров

Христианство усердно боролось с остатками языческого мировоззрения, прочно державшегося в русском обществе в течение многих веков. Таким образом, создался тот своеобразный синкретизм, двоеверие, которым пользова­лись и церковные власти, боровшиеся против язычества. Перун стал представляться в образе пророка Ильи, громы­хающего на своей огненной колеснице на небе в разгар летних гроз (20 июля). Скотий бог Белее превратился во Власия, покровителя домашнего скота, и новгородская икона XIVв. наивно изображает св. Власия среди разно­цветных коров и овец. Проводы зимы и старинная языче­ская масленица и в последующие времена остались таки­ми же пьяными и буйными, какими они были у восточных славян. Со следами языческой философии мы встретимся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси, а «равноапостольного» Владимира несут на погребение по старому языческому обычаю в са­нях. Все это только говорит о том, что язычество восточ­ных славян вовсе не так быстро уступило дорогу торже­ственному христианству и долго еще сохраняло свое зна­чение преследуемого, но любимого народными кругами мировоззрения.

Русская культура X-XVIIIвв. М., 1968.С. 95.

Миниатюра: С.Пермский. Троица