Распространение грамот­ности на Руси в период XI —XIII веков

М. Тихомиров

Интерес к книгам и книжному просвещению не огра­ничивался княжескими дворцами. Книги переписываются для боярских семей. Древнейшая датированная русская рукопись Остромирово евангелие была написана в Новго­роде для посадника Остромира в 1057 г. Центрами книж­ности становятся также монастыри, возникавшие во вто­рой половине XI—XII вв. во многих городах тогдашней Ру­си. Это были своего рода библиотеки, в которых сосредо­точиваются крупные книжные богатства (например, в Печерском монастыре в Киеве). В XII—XIIIвв. грамотность и книжность выходят уже за пределы княжеских и бояр­ских дворов, за пределы епископских резиденций и мона­стырей, они в какой-то мере становятся достоянием отно­сительно широких кругов населения. Конечно, грамотных людей в Киевской Руси XI—XIIIвв. было сравнительно не­много. Подавляющую массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но и в тогдашней Руси неграмотность не была поголовной. Книжное учение рас­пространялось в некоторых кругах городского населения, а также среди княжеских и боярских ремесленников. К тому же некоторые ремесла Древней Руси были тесным образом связаны с письменностью, к ним принадлежало ювелирное мастерство, требовавшее от ремесленника хо­тя бы примитивного знания грамоты, потому что отдель­ные буквы и слова делались на медных иконах, складнях и крестах, иконописцы писали надписи на образах и т.д. Иногда необходимо было и другие предметы снабдить надписями. До нас дошли, например, маленькие пряслица для веретена с надписями, они найдены в разных концах Киевской Руси.

Не забудем о существовании писцов-переписчиков, которые обычно выходили из числа приходского духовен­ства, а также низших церковных чинов — пономарей, дьячков и их детей. В Киевской Руси ощущалась потреб­ность в писцах и не только для епископских и княжеских канцелярий, как это показывают найденные в Новгороде и других городах грамоты на бересте.

Таким образом, число грамотных людей измерялось на Руси отнюдь не единицами, а скорее тысячами, хотя, безусловно, тонуло в общей безграмотной массе, насе­лявшей тогдашние сельские местности и в значительной мере города.

Такое относительно широкое распространение грамот­ности на Руси XI—XIIIвв. объясняет, почему книжное уче­ние особенно высоко почиталось древнерусскими людь­ми. В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся на пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источник муд­рости. В книгах ведь неисчетная глубина; ими в печали утешаемся».

Таким образом, в Киевской Руси создавалась основа для усвоения и развития философских мыслей. Ведь Ки­евская Русь пользовалась наследием античного мира и византийской учености. В этом отношении она не уступала латинскому Западу.

Повесть временных лет. С. 102. — Прим. М. Тихомирова.Русская культура X-XVIIIвв. М., 1968.С. 99-100.

Миниатюра: Духовное окормление. Навозов Василий Иванович