Выдумки Петра

П. Милюков

[…] никакие надругательства Петра над тем, что только что считалось святым и неприкосновенным, не могли вы­звать сколько-нибудь сильного внутреннего сопротивле­ния в окружающей его среде. Он как будто нарочно пере­ходил от одной циничной выдумки к другой, еще более циничной, еще более оскорбительной для чужого досто­инства и совести, умышленно и систематически насило­вал все вкусы, все убеждения, — чтобы узнать, как много он может себе позволить, и узнавал, — не испытывая даже удивления, как известный римский император. — что он все может. Всякая форма, всякий мундир к чему-нибудь обязывает. Надетый Петром мундир европейской культуры на первый раз только развязывал, не обязывая ни к чему, устраняя тот обязательный чин жизни, строй мысли и чувства, который было налаживался в Москве XVII века, и возвращая русскую жизнь к той бесформен­ности, с которой мы уже привыкли встречаться всюду в русской истории. При московском чине жизни, как ни был он плох и низмен сам по себе, все-таки были вещи, которые делать было обязательно, и были другие, которых делать было нельзя. Теперь таких вещей не оставалось. Все было можно, и ничто не было обязательно, кроме очеред­ного приказания реформатора. А его натура была […] та­кова, что только и приходилось ждать очередного прика­зания: система, новый чин жизни, новые порядки устано­вились как-то сами собой, постепенно, из ряда таких оче­редных приказаний, сплошь да рядом друг друга отменяв­ших. Окружавшим оставалось лавировать, как умели, в этом новом фарватере, в котором только цель и общее направление оставались одни и те же, а пути к цели по­стоянно менялись, делая при том порою самые причудли­вые изгибы, самые неожиданные повороты.

Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 3. СПб., 1903. Ч. 1. С. 145.