Торговые отношения в Москве XIX столетия

Г. Василич

Что такое фрикулер.

Нравы в «городе» (в торговых рядах. — С. И.) господствовали весьма своеобразные: причудливая смесь русской мужицкой степенности и восточной хитрости под личиной преувеличенной почтительности. Все торговые отношения строились на популярном принци­пе «не надуешь — не продашь», и купля-продажа превращалась в упорную борьбу. Продавец непременно запрашивал, покупатель назначал невозможно низкую цену; начинали торговаться, угова­ривать, расходиться и вновь сходиться, подчас упиваясь самим про­цессом борьбы за пятак. В заключение не считалось зазорным для торговца подсунуть гнилой товар или обвесить наполовину, и скон­фуженным в таких случаях чувствовал себя неудачливый покупа­тель, в глубине души восхищенный проворством и ловкостью про­давца.

Москва 1850-1910 гг. // В кн.: Москва в ее прошлом и настоящем. В 12 т. М, 1911. Т. И. С. 9.

П. Щукин

Обычай зазывать покупателей в лавки в особенности процветал в старых торговых рядах и в Черкасском переулке. В прежнее время продавцы не только обращались к проходящей по улице публике с фразами: «Купец, что покупаете?», «Мамаша, пожалуйте к нам», но и без церемонии силой тащили прохожих к себе в лавку, и если они ничего не покупали, то так же бесцеремонно выпроваживали их из лавки.

<…> В Москве существовал в былое время обычай: пойманных в магазине воровок заставляли в наказание мести улицу. Так, на Куз­нецком мосту, перед магазином русских изделий можно было ви­деть хорошо одетых дам, которые мели двор или улицу.

Воспоминания. В 5 ч. М, 1912. Ч. 5. С. 45,46.