Почему русский народ не воспринял реформы Петра I

Е. Шмурло

В старой Московской Руси колесо жизни поворачи­валось чересчур медленно; там более смотрели назад, тревожно относясь к мысли хоть чуточку быстрее пус­тить тот паровоз, что тащил по дороге громоздкий по­езд — Россию. Девизом Московской Руси были слова: «Будьте осторожны; заботьтесь, как бы не потерять из вчерашнего то хорошее, что в нем есть». На знамени Петра начертано было иное: «Вперед, не бойтесь пере­мен, старайтесь о том, чтобы завтрашний день был луч­шим, чем день сегодняшний».

Петр дал решение в последнем смысле, и вот движение началось, движение быстрое, головокружительное. Не за­будем, что цели, поставленные царем-реформатором, осу­ществлялись способами, которые сами по себе уже спо­собны были вызвать отпор и возражение: старая Русь не знала уважения к личности и силой физическою сплошь и рядом заменяла воздействие моральное. Энергия, с ка­кою насаждал русский царь новое знание; самодержавная вера в правоту своей программы и самых способов ее осу­ществления; необычайная нервная напряженность, в ка­кой держал он страну в течение более четверти века, — все это восхитило одних, вселило ужас в других. Люди старого закала, захваченные стремительным ураганом, не могли не идти, не бежать: они ведь составляли органиче­скую часть государственного тела, приведенного в движе­ние; но они двинулись против желания, оскорбленные в самых заветных своих чувствах. В реформе Петра необходимо резко отделять здоровое зерно правды от ненужных, подчас прямо отвратительных наслоений, — от той нездо­ровой оболочки, в какую облекалась тогда эта правда. Ис­тинный сын своего века, Петр не уважал личности, дале­кий от мысли, что и у нее есть свой мир законных жела­ний, привычек, понятий и убеждений. Удивительно ли, если это породило взрыв жгучего негодования, вызвало горечь несмываемой обиды?..

Петр Великий в оценке современников и по­томства. СПб., 1912. С. 3.