Отношение к мусульманской, римско-католической и протестантской религиям с русской точки зрения

М. Уоллес

<…> С русской точки зрения существуют два различных рода ереси, отличающиеся друг от друга не догматами, которые в них признаются, а национальностью тех лиц, которые их исповедуют. Русскому кажется совершенно естественным, что татарин исповедует мусульманскую религию, поляк — римско-католическую, а немец — протестантскую; факт русского подданства вовсе не обязывает татарина, поляка или немца переменить свою религию. Поэтому упомянутым национальностям предоставляется полная свобода в отправлении их религиозных обрядов до тех пор, пока они не покушаются посредством пропаганды нарушить установленный Богом порядок вещей. Такова общепринятая теория, и, надо отдать русским справедливость, — они обыкновенно остаются верны ей и в своих действиях. <…> Таким образом, относительно инородцев эта своеобразная теория породила на практике широкую терпимость. Татары, поляки и немцы в известном смысле еретики, но их ересь считается делом естественным и не подлежащим порицанию.

Но относительно самих русских теория эта имела как раз обратное действие. Если русский меняет православие на католицизм или протестантство, ересь его не однородна с ересью поляка или немца. Как бы чисты и возвышенны ни были его побуждения, его отступление от веры отцов ничем не может быть оправдано, он подлежит каре закона и в то же время осуждается общественным мнением — как отступник, почти как изменник.

Россия. В 2 т. СПб., 1881. Т. 2. С. 20-21.