ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. В удельно-вечевой период русской истории лес считался предметом общего пользования. В Русской Правде встречаются межи дворовые, ролейные, боржевые, но не лесные.

Первая лесоохранная грамота 1485 была дана Иваном III Троице-Сергиевой лавре. Уложение царя Алексея Михайловича предусматривало наказание за самовольную рубку леса. Понятие лесной собственности впервые встречается в законодательстве Петра I. Законом 1703 воспрещалась под страхом смертной казни рубка леса, росшего в 50 верстах от больших и 20 верстах от малых рек; была учреждена должность обер-вальдмейстера. Т. о., лес стал частной собственностью, и только «заповедные леса» объявлялись «вне коммерции». Екатерина II указом 1782 объявила леса неограниченной собственностью их владельцев. Павел I сделал попытку, к сожалению, неудачную, вернуться к началам петровского законодательства. Последствием указа 1782 явилось полное равнодушие законодателя к состоянию частных лесов. Пользуясь правом неограниченной собственности, лесовладельцы вели истребительную политику, государство же не заботилось о восстановлении уничтоженных и сохранении существующих лесов. Почти все правила ведения лесного хозяйства относились к казенным лесам и только законами 1867 и 1888 были сделаны попытки охраны если не всех, то, по крайней мере, наиболее важных с государственной точки зрения лесов.

По законам Российской Империи н. XX в. леса по роду владения разделялись на государственные, общественные и частные, в свою очередь государственные — на казенные и имевшие особое назначение (отведенные казенным фабрикам, крепостям, городам, в которых не было введено городское положение, колонистам, монастырям и т. д.). Общественными считались леса духовного ведомства, ученых и богоугодных учреждений, городские, сельские и т. п. К частным принадлежали леса удельного ведомства, императорского кабинета, особ Императорского дома, дворянства, лиц других сословий. По объему прав собственности леса делились на леса единственного владения, общие, спорные и въезжие. Под спорными подразумевались те, о которых производилось разбирательство в судебных местах, под въезжими — те, в которых посторонние лица имели право безденежного пользования для собственных надобностей.

Лесное управление было организовано на следующих началах.

Верховное управление было возложено на Министерство земледелия и государственных имуществ, а именно, лесной департамент. При департаменте состоял специальный лесной комитет, служивший для разработки технических вопросов по лесному хозяйству. Заведование государственными лесами в губерниях возлагалось на особые управления государственными имуществами, которые учреждались в каждой губернии либо одно на несколько губерний. Главный надзор за целостью лесов осуществляли губернаторы. Местное управление государственными лесами сосредоточивалось в лице лесничего, которому подчинялись помощники лесничих и лесные кондуктора. Для охраны лесов назначалась лесная стража, состоявшая из лесников и объездчиков. В административном отношении леса каждой губернии разделялись на лесничества, управлявшиеся лесничими, объезды, охранявшиеся объездчиками, и обходы, охранявшиеся лесниками. Лесной страже обязаны были оказывать содействие общая и специальная сельская полиция в лице волостного старшины и сельских старост. Лесничие образовывали корпус, имевший в 1867 военное, а в н. ХХ в. гражданское устройство. Во главе корпуса стоял директор лесного департамента. Корпус лесничих пополнялся по преимуществу лицами, окончившими специальные лесные учебные заведения. Кондукторами служили лица, окончившие курс в низших лесных школах или выдержавшие специальное испытание; к экзамену допускались в числе прочих и лесники и объездчики, прослужившие 5 лет. В Курляндской губ., в Кавказском крае (см.: Кавказ), в Сибири, степных областях и Туркестанском крае (см.: Туркестан Русский) управление азенными лесами было учреждено на особых положениях, изложенных в Лесном уставе.

Управление казенными лесами. Законом были подробно регламентированы, во-первых, устройство казенных лесов и, во-вторых, их использование и доходы от них. По вопросу об устройстве лесов закон содержал доскональные правила о межевании и описании лесов, о составлении планов правильного лесоводства, о разведении и насаждении новых лесов и расчистках в казенных лесах и, наконец, об охранении лесов. Соответственные постановления закона содержали множество технических правил по лесоведению.

4 апр. 1888 вышло Положение о сохранении лесов. Оно преследовало две цели: во-первых, ограждение леса от истребления и, во-вторых, поощрение лесного хозяйства. В губерниях непосредственное заведование охранением леса возлагалось на вновь учреждаемые лесоохранительные комитеты, состоявшие, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, председателя или члена окружного суда, управляющего государственными имуществами, одного из лесных ревизоров, управляющего удельным округом, председателя (или члена) губернской земской управы, непременного члена губернского присутствия и двух членов из местных лесовладельцев, по избранию губернского земского собрания.

Все леса делились на две группы: защитные леса и незащитные. Защитными признавались леса, защищавшие от песков прибрежья, железные, шоссейные, почтовые дороги, города, селения и т. п.; охранявшие берега от обрывов, размывов, повреждений ледоходом; росшие на горах и крутизнах и удерживавшие обрывы земли и скал или препятствовавшие размыву почвы, образованию снежных обвалов и быстрых потоков.

Защитность лесов определяли лесоохранительные комитеты. В них запрещалась рубка до введения правил лесного хозяйства. Расходы по составлению планов хозяйства в защитных лесах брало на себя государство.

Кроме лесоохранительных мер законодательство предусматривало ряд мер по содействию и поощрению к сбережению и разведению лесов. Меры эти заключались в освобождении защитных лесов от государственных и земских сборов, в таком же освобождении сроком на 10 лет искусственных насаждений; в награждении лесничих и сторожей частновладельческих лесов, в выдаче из казенных лесов саженцев и семян.