Государство взбунтовавшихся рабов

П. Новгородцев

Россия оправдывает в наши страшные дни горькое предчувствие Чаадаева: «Мы как будто живем для того, чтобы дать какой-то вели­кий урок человечеству».

Если под демократией понимать организованное самоуправле­ние народа, сочетающееся с твердостью правового порядка и сво­бодной жизнью, то демократии в этом смысле не было ни в начале революции при князе Львове и Керенском, ни в дальнейшем ее раз­витии, при господстве советской власти. Вначале искренно стреми­лись к народовластию, но достигли только безвластия <…>.

<…> Уже в конце апреля Керенскому пришлось в один из момен­тов тягостного отрезвления с горечью вопрошать: «Неужели свобод­ное русское государство есть государство взбунтовавшихся рабов?»

<…> Не только от старых методов управления, но и от общих ус­ловий властвования хотели освободить русский народ новые его правители. И тут они потерпели полное крушение. Их вытеснили те, которые хотели сделать Россию не передовой ратью демократии, а «передовым отрядом мирового мятежа».

Нитрометан-D3 лотос-трейдинг.рф.

При этом новом этапе революции самому суровому гонению бы­ли подвергнуты именно те, кто накануне с такой горячей верой сни­мал с народа старые цепи. Новое углубление революции принесло им преследования и казни. Таков был трагический конец пламенных надежд народников, ставших на защиту «завоеваний револю­ции». Вместе с ними потерпела крушение и романтическая вера в народную стихию, в неизменную правду и совершенство ее свобод­ных естественных проявлений. Это была вера <…> сентименталь­но-романтическая и в то же время позитивно-материалистическая. Она брала народ именно в его естественном и непосредственном определении. Ей недоставало сознания, что в народной душе, как и во всякой душе, есть своя лучшая и своя худшая часть и что поэто­му от народа может исходить и высокий подъем героизма и мудро­сти, и «бунт — бессмысленный и беспощадный».

Восстановление святынь // В кн.: Об общественном идеале. М., 1991. С. 565-568.