ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, право граждан города ведать в рамках определенных полномочий делами городского хозяйства, понимаемого как совокупность интересов, общих для всех граждан того или иного города. В России существовало с 1870 по 1917. Выборным учреждениям городского самоуправления, носящим в совокупности название «городское общественное управление», было предоставлено право ведать городским хозяйством. В круг деятельности городского общественного управления по положению 1870 и по сменившему его положению 1892 входили: городские финансы, городское имущество, благоустройство (улицы, мосты, мостовые, тротуары, бульвары, скверы, освещение, водоснабжение, канализация, транспорт, поливка улиц, рынки, торговые ряды, пристани и т. д.), санитарное состояние и здоровье населения, народное образование, благотворительные учреждения, пожарное дело, продовольствие жителей, попечение о нуждах промышленных предприятий. Положения 1870 и 1892 отличались тем, что первое предоставляло ведение этими делами городскому самоуправлению самостоятельно, а второе предусматривало контроль со стороны губернатора, от которого зависело утверждение должностных лиц городского самоуправления и одобрение или неодобрение его постановлений с окончательным разрешением разногласий Сенатом в случае спора о законности и Комитетом министров в случае разногласия по существу вопроса. Существенной стороной обоих положений являлось обременение городского бюджета «обязательными расходами» на общегосударственные нужды, заменившими в основном натуральные повинности.

Органами городского общественного управления являлись: 1) корпус городских избирателей; 2) городское представительное собрание, или городская дума; 3) городские исполнительные органы, гл. обр. городская управа. Занимались делами городского управления также различные комиссии и отдельные должностные лица. Во главе думы и исполнительных органов стоял городской голова, избираемый думой и утверждаемый администрацией. Исполнительные органы тоже избирались думой, отдельные должностные лица — управой. Все утверждалось администрацией. Избирательный корпус по положению 1870 состоял из всех плательщиков городских налогов, по положению 1892 — из плательщиков налогов, владеющих недвижимостью стоимостью от 300 до 3000 руб., в зависимости от значимости города, и купечества. Положение 1870 делило избирателей на три разряда по размеру состояния, предусматривая для каждого равное число представителей. Фактически оба положения передавали управление в руки состоятельных классов, состав и дух городских дум после реформы 1892 почти не изменился.