ГОРОДСКАЯ УПРАВА (1870—1917)

ГОРОДСКАЯ УПРАВА (1870—1917), исполнительный орган общественного городского самоуправления. Созданы согласно Городовому положению от 12 июня 1870. Этим актом, а также принятым в 1892 новым Городовым положением определялись порядок образования городской управы, состав, структура, круг полномочий. Городская управа состояла под председательством городского головы из членов, избираемых городской думой. По Городовому положению 1870 городская управа состояла из 2 членов, а положение 1892 дало право городской думе увеличивать их число: в губернских городах — до 3, в городах с населением св. 100 тыс. — до 4, в столицах — до 6. В небольших уездных городах городские управы могли не учреждаться, в этом случае обязанности управы с разрешения министра внутренних дел возлагались на городского голову. По положению 1870 члены городской управы считались должностными лицами, по положению 1892 — состоявшими на государственной службе; они не могли быть родственниками; на должности членов городской управы в случае их временного отсутствия или досрочного выбытия избирались кандидаты по выбору городской думы. Срок службы членов городской управы определялся городовыми положениями в 4 года. Через каждые 2 года половина членов городской управы выбывала по очереди и замещалась вновь избранными, которыми могли быть и выбывшие ранее (через первые 2 года половина членов городской управы выбывала по жребию). Утверждение в должностях членов городской управы положением 1892 было предоставлено повсеместно губернатору.

Круг компетенции городской управы определялся городовыми положениями и инструкциями городской думы, а распределение дел между членами — самой управой. На городскую управу возлагались административные задачи, а также вопросы городского хозяйства и общественного управления: ведение дел, связанных с благоустройством города, изыскание мер к улучшению его хозяйственного положения, сбор необходимых сведений для городской думы, составление проектов городских смет, взимание и расходование городских сборов, определение сроков и правил отчетности подчиненных ей лиц и учреждений. Отчеты о своей деятельности городская управа представляла в городскую думу. Являясь исполнительным органом, городская управа обладала и некоторой распорядительной властью: утверждала планы частных зданий в пределах города, выдавала разрешения на перестройки и капитальные исправления, решала вопросы устройства безвредных промышленных предприятий, общественных купален и др. Для принятия решений в чрезвычайных случаях, а также для ведения отдельных отраслей городского хозяйства при городской управе учреждались особые временные или постоянные исполнительные комиссии из числа членов управы и горожан, обладавших избирательным правом, под председательством одного из членов городской управы. По Городовому положению 1892 по предложению головы дума могла избирать в председатели комиссии особое лицо. В этом случае председатель комиссии мог присутствовать на заседаниях городской управы при рассмотрении подконтрольных ему вопросов. Городовое положение 1892 на городские управы, особые комиссии или отдельных членов возлагало также заведование делами учебных заведений, содержавшихся на местные средства. Вопросы, обсуждавшиеся в городской управе коллегиально, решались большинством голосов (по Городовому положению 1892 при равенстве голосов голос председателя давал перевес), однако в случае несогласия городской голова останавливал рассмотрение дел и представлял их на рассмотрение губернатору, а затем — в губернское по городским делам присутствие. Решения последнего как органа надзора за городской управой и городской думой были обязательны для городской управы. В случае несогласия с решениями городской думы Городовое положение 1870 предоставляло городской управе, по заключению большинства ее членов, право приостанавливать их, но при подтверждении городской думой своего решения городская управа была обязана исполнить его. Городовое положение 1892 усилило надзор за городской управой со стороны местной администрации, полностью ликвидировав самостоятельность городских управ, подчинив их надзору губернатора. Почти одновременно с положением 1892 были утверждены, на основе его ст. 22, правила об упрощенном управлении в тех городских поселениях, где Высочайше утвержденным положением Комитета министров было признано невозможным ввести общественный порядок управления из-за недостаточности городских средств, ввиду характера занятий населения и степени развития торговли и промыслов: 17 дек. 1893 — в Иркутской, Псковской, Тифлисской, Тобольской, Томской губ. и Забайкальской обл.; 6 мая 1894 — в городах Степного генерал-губернаторства и Гродненской губ. Здесь городская управа заменялась городским старостой с одним или двумя помощниками.

Деятельность городских управ завершилась в 1917 постановлением Временного правительства от 16 апр. 1917 о новых органах городского самоуправления, в соответствии с которым городским управам поручалось составить списки избирателей по новым участкам. Т. П.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс