ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР, должностное лицо, введенное имп. Петром I перед отправлением в персидский поход (1722) в состав Сената с очень широкими полномочиями: объявив гр. П. И. Ягужинского первым генерал-прокурором, Петр приказал сенаторам «во всем его слушать». Генерал-прокурор наблюдал, чтобы Сенат «должность свою хранил», руководил прениями в Сенате, назначая, как и предшествовавшие ему сенатский обер-секретарь и офицер гвардии, по песочным часам время для обсуждения отдельных вопросов, штрафовал нарушавших порядок сенаторов и в случае надобности докладывал о них государю, как и о тех решениях Сената, которые казались ему неправильными; в последнем случае он мог назначить повторное рассмотрение вопроса. В заведовании генерал-прокурора находилась канцелярия Сената, в которую направлялись все рапорты губернаторов и др. подчиненных учреждений, так что все дела проходили через руки генерал-прокурора. Генерал-прокурор следил за точным исполнением сенатских указов, принимая в то же время деятельное участие в их исполнении, содействовал Сенату в его законодательных и административных делах, предлагал ему на обсуждение обнаружившиеся на практике неясности закона и извлеченные из донесений прокуроров данные; он являлся, наконец, «яко око государево и стряпчий о делах государственных», посредствующей инстанцией между Сенатом и государем.

При преемниках Петра должность генерал-прокурора, тесно связанная с Сенатом, с которым она составляла, в сущности, одно учреждение, разделила судьбу Сената и, не отмененная юридически, фактически потеряла всякое значение с установлением Верховного тайного совета, а впоследствии Кабинета. Елизавета Петровна тотчас после вступления на престол восстановила власть Сената в делах внутреннего управления и вместе с тем установила подчиненных генерал-прокурору прокуроров для надзора за провинциальными делами. Принадлежавшее сенаторам право объявления Высочайших повелений фактически сосредоточилось в руках генерал-прокурора, часто получавшего Высочайшие повеления при докладе сенатских дел. Генерал-прокурору был поручен также надзор за учрежденными при Сенате и коллегиях школами, в которых молодые дворяне (юнкера) изучали юридические науки.

При Екатерине II в «секретнейшем наставлении», или инструкции, кн. А. А. Вяземскому (при назначении его генерал-прокурором) генерал-прокурору положено было состоять при 1-м департаменте Сената, которому были поручены важнейшие дела государственного управления, все финансовые дела в самом широком смысле слова, дела герольдии (т. е. всего дворянства) и частично дела внешних сношений. Должность генерал-прокурора приобретала министерский характер, т. е. характер личного управления, соединяя в себе функции министров финансов, внутренних дел и юстиции, сохраняя в то же время значение блюстителя закона в делах судебных, из числа которых обер-прокурором передавались дела, вызывавшие сомнение. Генерал-прокурор был доверенным лицом государыни, через посредство которого она гл. обр. имела связь с Сенатом.

Торгсофт массовая рассылка смс smsp.by.
При Павле I генерал-прокурор занимал первое место среди самых приближенных к государю лиц, причем в некоторых вновь созданных экспедициях (гос. хозяйства, сельского домоводства) генерал-прокурор являлся уже начальником, а сенаторы — только членами; наконец, вошло в употребление и само слово «министр». С учреждением министерств в 1802 должность генерал-прокурора слилась с должностью министра юстиции, которому предписано было руководствоваться инструкцией генерал-прокурора. Генерал-прокурорские обязанности по отношению к Сенату министр юстиции сохранял вплоть до н. XX в.: осуществлял надзор за правильностью решений в общих собраниях Сената, обязан был согласовывать мнения сенаторов в случае разногласий и имел право при несогласии с решением собрания передавать дело на Высочайшее рассмотрение через Государственный Совет. В качестве генерал-прокурора министр юстиции являлся также главой прокуратуры.