Салтыков-Щедрин

“Москва близко! Москвой пахнет!”

“Москва близко! Москвой пахнет!”

М. Салтыков-Щедрин <…> Известно, что никто не выделяет такую массу естественных зловоний, как благополучный человек. Что ему! Щи ему дают такие, что не продуешь; каши горшок принесут — и там в середке просверлена дыра, налитая маслом; стало быть, и тут не продуешь. И так до трех раз в день, не говоря об чаях и сбитнях,(…)

Бывшие доверенные слуги

М. Салтыков-Щедрин Бывший дворовый человек непременно возлежал на лоне у своего помещика. То есть служил камердинером, выполнял негласные по­ручения, подлаживался к барским привычкам, изучал барские вку­сы и вообще пользовался доверием настолько, что имел право об­шаривать барские карманы и входить в отсутствие барина в комна­ту, где находился незапертый ящик с деньгами. Он воровал господ­ские сигары и(…)

Бытовая сторона русской жизни в Петербурге XIX столетия

М. Салтыков-Шадрин Г-н Лейкин принадлежит к числу писателей, знакомство с которыми весьма полезно для лиц, желающих иметь правильное понятие о бытовой стороне русской жизни. Область наблюдений его не очень обширна (торговцы Апраксина двора и мелкое петербургское купечество); но в этой небольшой области он является полным хозяи­ном, свидетельство которого не может возбудить ни малейших сомнений <…>.(…)

В деревне эпохи Российской империи

М. Салтыков-Щедрин Работать в праздник грех, но помогать ближнему — дело благое, особливо если впереди предстоит за это выпивка. Здесь вполне вы­разился любвеобильный славянский характер, и, разумеется, не я буду порицателем этой любвеобильности. Преимущественно дела­ют помочи помещики, потому что есть такие хозяйственные работы, которых с помощью ограниченного числа своих вольнонаемных ра­бочих ни под каким видом(…)

В первые десятилетия после отмены крепостного права

М. Салтыков-Щедрин Те, которые говорят: зачем напоминать о крепостном праве, которого уже нет? зачем нападать на лежачего? — говорят это единственно по легкомыслию. Хотя крепостное право в своих прежних, осязательных, формах не существует с 19 февраля 1861 года, тем не менее оно и до сих пор остается единственным живым местом в нашем организме. Оно живет(…)

В Российской провинции середины XIX века

М. Салтыков-Щедрин — Куда я теперь денусь! Куда я денусь! — голосила на днях, при на­ших глазах, некоторая баба, бегом устремляясь по дороге и размахи­вая руками. Оказалось, что мужа этой бабы раздавило мельничным колесом, и она бежала на мельницу посмотреть, как его раздавило. За нею следом бежала туда же чуть ли не вся деревня. Покойный(…)

В русской простонародной жизни XIX столетия

М. Салтыков-Щедрин В русской простонародной жизни <…> есть <…> свои характерис­тические черты, усвоенные ей историей и составляющие как бы не­обходимый продукт всей совокупности обстоятельств, среди кото­рых мы живем и развиваемся. И здесь, во-первых, мы обратимся не к смирению, не к чистоте семейных нравов, а к той беспечности, тому всемогущему русскому “авось”, которое составляет как бы(…)

Влияние общины на крестьян

М. Салтыков-Щедрин [Община] не только не защищает деревенского мужика от внешних и внутренних неурядиц, но сковывает его по рукам и ногам. Она не дает простора ни личному труду, ни личной инициативе, губит в са­мом зародыше всякое проявление самостоятельности и, в заключе­ние, отдает в кабалу или выгоняет на улицу слабых, не успевших за­ручиться благорасположением мироеда. Было(…)

Воображение и чувственность. Враги русского самообладания

М. Салтыков-Щедрин Действительно, русский человек как-то туго поддается выдержке и почти совсем не может устроить, чтобы на всяком месте и во всякое время вести себя с одинаковым самообладанием. Есть у не­го в этом смысле два очень серьезных врага: воображение, способ­ное мгновенно создавать разнообразные художественные образы, и чувствительное сердце, готовое раскрываться навстречу первому попавшемуся впечатлению. Обстоятельства(…)

Господство немцев в русских деревнях

М. Салтыков-Щедрин Дорога от М. до Р. идет семьдесят верст проселком. Дорога тряска и мучительна; лошади сморены, еле живы; тарантас сколочен на живую нитку; на половине дороги надо часа три кормить. Но на этот раз дорога была для меня поучительна. Сколько раз проезжал я по ней, и никогда ничто не поражало меня: дорога как дорога,(…)

Законы святы, Да исполнители лихие супостаты…

М. Салтыков-Щедрин Мы, русские, столько веков на разные манеры твердили, что Законы святы, Да исполнители лихие супостаты… Мы до такой степени убедились в справедливости этого положе­ния горькою практикой, что оно сделалось как бы непременным спутником нашей жизни, чем-то таким, без чего существование на­ше было бы неполно. Несчастие в Порхове. 1862 // Собр. соч. в 20(…)

Из жизни крестьянской семьи

М. Салтыков-Щедрин В этом миниатюрном ковчеге ютится несколько поколений, от грудного младенца до ветхого старика, который много лет, не испу­ская жалобы, лежит на печи и не может дождаться смерти. Всевоз­можные насекомые ползут по стенкам и сыплются с потолка; все­возможные звуки раздаются с утра до вечера: тут и крик младенца, и назойливое гоношенье подростков, и брань(…)

Изнуренный, но не убитый трудом…

М. Салтыков-Щедрин Но уживчив и покладист коренной гражданин этой скучной равни­ны, русский мужик! Как ни бедна дарами, как ни мало гостеприим­на кругом его природа, он безропотно покоряется ей. Трудно идет его работа; горек добытый ею кусок, но слова: “В поте лица сниски­вай хлеб свой” — слова, никогда ему не читанные, ни от кого им не(…)

Истинное определение русской жизни словами Михаила Салтыкова-Щедрина

М. Салтыков-Щедрин Вчера был у меня Островский, который с братцем посетил Кав­каз. Ужасно хвалит Батум: вот, говорит, куда ступайте! Климат — чудесный; губернатор — добрейший, а вице-губернатор — еще добрее. Вот истинное определение русской жизни. Климат хо­рош; но все-таки только тогда вполне хорош, ежели и губернатор, и вице-губернатор соответствуют. Я это чувство давно испыты­ваю. Хочется(…)

Мужицкие избы XIX века

М. Салтыков-Щедрин Прошлым летом (1863. — С. И.) я старался обратить внимание моих читателей на некоторые подробности мужицкого быта. Картина выходила далеко не удовлетворительная, но то было летом, когда сама природа все-таки представляет некоторые условия, облегчаю­щие трудовое существование, зимой же, при отсутствии даже этих скудных даровых условий, жизнь делается еще более трудною и ри­скованною. Зимою(…)

Общественная жизнь россиян XIX века

М. Салтыков-Щедрин Жизнь русского мужика тяжела, но не вызывает ни чувства бес­плодной и всегда оскорбительной жалостливости, ни тем не менее идиллических приседаний. <…> Уже одно то, что коренное условие мужицкой жизни со­ставляет вечный, никогда не прерывающийся труд, достаточно указывает на совершенно серьезный ее характер <…>. Начинать каждый свой день мыслью о насущном хлебе и этою(…)

Общественная жизнь середины XIX века

М. Салтыков-Щедрин С точки зрения нравственной <…>. И возрасты и полы [в русской избе] постоянно смешаны. Смешение первых имеет прямым по­следствием то, что поколения одни за другими коснеют в одних и тех же предрассудках, благоговеют перед одними и теми же преда­ниями и становятся навсегда застрахованными от прикосновения всякой свежей мысли. Непроницаемая тьма свинцовым пологом ощетинилась(…)

Одиночество подлинных деятелей

М. Салтыков-Щедрин Страшная мысль — не вращается ли он в пустоте и есть ли кому дело до его деятельности — должна всеминутно преследовать и терзать русского деятеля. <…> Во всяком благоустроенном обществе мысль является средоточием, около которого образуются более или менее значительные группы; у нас — мысль является средоточием пустыни. Понятно, что, находясь в такой(…)

Период закрепощения чумазовского…

М. Салтыков-Щедрин Чумазый вторгся в самое сердце деревни и преследует мужика и на деревенской улице, и за околицей. Обставленный кабаком, лавоч­кой и грошовой кассой ссуд, он обмеривает, обвешивает, обсчиты­вает. Доводит питание мужика до минимума и в заключение взыва­ет к властям об укрощении людей, взволнованных его же неправдами. Поле деревенского кулака не нуждается в наемных рабочих:(…)

Положение русского общественного деятеля в России

М. Салтыков-Щедрин Да, положение русского общественного деятеля имеет мало в себе завидного. Мало того, что он должен работать и создавать: он, сверх того, должен позаботиться и о способах к ограждению и защите. Нет у него волчцов! Нет пламенных, преданных, не размышляющих волчцов! И когда он истощит свои силы в борьбе с мелочами (она-то, собственно, и(…)

Прогулка по улицам Парижа

М. Салтыков-Щедрин Прогулка по улицам Парижа, в смысле разнообразия, не уступает прогулке по любой выставке. <…> А потом — звуки. Нигде вы не услышите таких веселых, так сказать, натуральных звуков, как те, которые с утра до вечера раздаются по улицам Парижа. <…> Даже полициант <…> нимало не волнуется ими и не видит в них оскор­бления(…)

Противопоставление доброй и злой жены в народных сказаниях

М. Салтыков (Салтыков-Щедрин) Конечно, в народных сказаниях об этом предмете встречается изображение доброй жены, которая пред­ставляется как муравей в доме, и доброй дочери, но памятники как-то чересчур уж умеренны на этот счет: им привольнее говорить о жене злой, которая «всякого зла злее», которую ни с чем иным сравнить нельзя, как с «козою неистовой, сатанинским праздником,(…)

Пьянство в русской деревне

М. Салтыков-Щедрин Когда существовало крепостное право, мужички наши совсем не знали праздников. Барщина и различные другие требования делали то, что свободного времени оставалось у них чрезвычайно мало, и потому работать в праздник грехом не считалось. Понятно, что как скоро получилась возможность управляться дома с большею свобо­дою, то и праздник стал соблюдаться строже. Сверх того мужички(…)

Русские за границей

М. Салтыков-Щедрин Сомневаюсь, чтоб сатирическое перо могло сыскать для себя сюжет более благодарный и более неистощимый, как “русские за грани­цей”. Тут все дает пищу, и с какими бы намерениями вы ни присту­пили к этому предмету, все будет хорошо. Признаки времени. Русские “гулящие” люди за границей // Собр. соч. в 20 т. М., 1935. Т. 7.(…)

Русское пьянство в XIX веке

М. Салтыков-Щедрин Надо сказать правду: наш мужичок не чувствует никакого отвраще­ния к вину. С тех пор как объявлена ему воля, он часто празднует и, по своему простосердечию, праздники эти ознаменовывает пре­имущественно употреблением вина. По этой-то, быть может, при­чине в настоящее время почти нет деревни, сколько-нибудь похо­жей на деревню, в которой бы не бросилась в глаза(…)