Всемирная колумбова выставка 1893 года в Чикаго. Русский отдел

Российская экспозиция размещалась в огромном павильоне промышленности и свободных искусств. Обозреватели писали, что «это была в высшей степени изящная экспозиция, выполненная в русском стиле». Некоторые считали ее лучшим украшением павильона. Фасад экспозиции был срублен из толстых лакированных бревен, украшенных вверху избушкой с деревянной резьбой, коньками и двуглавым орлом, нижний пояс стен был выложен из минералов: горного хрусталя, ляпис-лазури, мрамора и малахита. Раздел по своему убранству и художественному вкусу, как писал обозреватель «Московских ведомостей» А. Бочаров, превзошел все российские разделы на прежних Всемирных выставках. Вестибюль был выполнен в древнерусском стиле XVII в. Эта часть раздела была настолько красива, особенно витражи с изображением русских бояр, что американские газеты воспроизвели его изображение на своих страницах. Грандиозность и роскошь усиливались поставленными при входе вазами из яшмы и орлеца, изготовленными на императорских гранильных заводах.

Несравненными в своей области были признаны экспонаты Петергофской и Колывановской гранильных фабрик, изделия из драгоценных металлов и бронзы, образцы высококачественной бумаги. Золотую медаль получил шкафчик с мозаичным панно из драгоценных камней — собственность царской семьи (сейчас он находится в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана).

Хрусталь Дятьковского завода оценивался по качеству не хуже богемского. Некоторые работы получили золотые награды. Украшением экспозиции служила витрина парфюмерной фирмы «Товарищество Брокар и К°». Качество выставлявшейся кожи было настолько хорошо, что располагавшиеся рядом немецкие производители перенесли свои стенды подальше от российских, а американцы, желая продать свои кожаные изделия, утверждали, что они сделаны из русской кожи. Награды получили также П.А. Смирнов за водки, Д.З. Сараджиев за коньяки и И.Е. Липский за пиво.

Мало кто из посетителей обратил внимание на керосиновый двигатель внутреннего сгорания Е.А. Яковлева (хотя он и был отмечен наградой выставки) и конные экипажи П.А. Фрезе. Но именно эти предприниматели в 1896 г. построили первый русский автомобиль. Та машина во многом напоминала демонстрировавшийся в Чикаго один из первых автомобилей серийного производства «Бенц-Вело».

В другой части российской экспозиции, находившейся в павильоне «Металлургия», привлекала внимание позолоченная пирамида высотой около 7 м, дававшая представление об общей добыче золота в России. Большой успех выпал на долю русского ученого Н.Г. Славянова, который демонстрировал «способ электрической отливки металлов». Русский ученый показал «стакан» высотой 210 мм и весом 5 кг 330 г., сваренный с помощью электрической дуги. За этот экспонат автор удостоился золотой медали выставки. Традиционным успехом пользовались самовары причудливых форм и всевозможных цветов Н.П. Баташева. Изумление посетителей вызвал платок оренбургской крестьянки Мавры Архиповой — размером 40 кв. м и весом 250 г, он состоял из 34 млн петель. Внимание привлекал «Звон» из 22 колоколов, изготовленных на ярославских заводах. Всего в российском разделе было представлено 1033 экспоната. Выставка явилась огромным культурным событием для американцев, которые с гордостью рассматривали ее как свидетельство наступления века США — страны, не уступающей ни одной из держав Старого Света. За время работы с 1 мая по 30 октября выставку посетило более 21 млн человек. Для Чикаго выставка явилась историческим событием, сделав его центром развития культуры и промышленности.