Влияние запада на науку и культуру России в конце XVII в

В. Ключевский

Смутное время впервые и больно ударило по сонным русским умам, заставило способных мыслить людей рас­крыть глаза на окружающее, взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь. У писателей того времени, у кела­ря А. Палицына, у дьяка И. Тимофеева, у кн. И. Хворостинина ярко просвечивает то, что можно назвать историче­ской мыслью, наклонность вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отно­шений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий. […] Очевидно, мысль тронулась и пыталась повлечь за со­бой застоявшуюся жизнь, не видя в ней более свыше уста­новленного неприкосновенного порядка. С другой сторо­ны, западное влияние приносило к нам понятия, направляв­шие мысль на условия и удобства именно земного общежи­тия и ставившие его усовершенствование самостоятельной и важной задачей государства и общества. Но для этого нужны были знания, каких не имела и которыми пренебре­гала древняя Русь, особенно изучение природы и того, чем она может служить потребностям человека: отсюда уси­ленный интерес русского общества XVIIв. к космографи­ческим и другим подобным сочинениям. […] Мысль о необ­ходимости такого знания с конца XVIIв. становится господ­ствующей идеей передовых людей нашего общества, жало­бы на его отсутствие в России — общим местом в изображе­нии ее состояния. Не подумайте, что это сознание или эта жалоба тотчас повели к усвоению понадобившегося зна­ния, что это знание, став очередным вопросом, скоро пре­вратилось в насущную потребность. Далеко нет: у нас нео­быкновенно долго и осторожно собирались приступить к решению этого вопроса: во весь XVIIIв. и большую часть XIXв. размышляли и спорили о том, какое знание пригодно нам и какое опасно. Но пробудившаяся потребность ума скоро изменила отношение к существующему житейскому порядку. Как скоро освоились с мыслью, что помощью зна­ния можно устроить жизнь лучше, чем она идет, тотчас ста­ла падать уверенность в неизменности житейского порядка и возникло желание устроиться так, чтобы жилось лучше; возникло это желание прежде, чем успели узнать, как это устроить. В знание уверовали прежде, чем успели овладеть им.

Курс русской истории. Соч.: В 8 т. М.,1957. Т. 3. С. 359-360.

Миниатюра: А.М. Васнецов. На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. 1900