Секрет разиновского обаяния

В. Никольский

Стенька Разин — это воскресший богатырь древнего бы­линного эпоса, со всеми присущими древним богатырям ка­чествами, делавшими их достойными народной любви. Но — как богатырь новой, не вечевой, а царской Руси — Разин ста­вит себе и новые задачи: вместо Змея Горынича и «злых татаровьев» — перед ним новый народный врак крестьянское рабство и поддерживающие его бояре — «изменники». Он мститель за все зло, которое веками терпела от богатых и сильных народная спина. Необразованный, выросший сре­ди своевольничанья казаков, он нередко, особенно спья­на, бывает жесток без всякой надобности. Но упрекать его за это не приходится: жестокость была возведена в систему не только в народном быту, но и в быту высших классов, даже в самом государственном строе. Если разиновцы начиняли женщин порохом и взрывали, то прави­тельственные учреждения охотно прибегали к пыткам: жгли огнем, поднимали на дыбы и виски не только дейст­вительных преступников, но и людей «оговоренных» по злобе или просто оклеветанных. Жестокость была в нра­вах эпохи.

В том-то и секрет разиновского обаяния, что он с голо­вы до пят народный герой, в котором все понятно народу, в котором с большею яркостью, чем в повседневной жиз­ни, отразилась протестующая свободолюбивая народная душа, какова бы она ни была, со всеми ее недостатками.

Народные движения в России. XVIIвек.Стенька  Разин   и  разиновщина. СПб.,1911. С.49-50.

Миниатюра: Кустодиев Борис. Стенька Разин

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс