Влияние российского мировоззрения на развитие нравственной личности

К. Кавелин

К какому периоду истории рода человеческого мы бы ни обрати­лись, везде и всегда господствующие мировоззрения, строй убеждений, течение мыслей отвечали живым потребностям вре­мени.

<…> Одни мы точно составляем изъятие из общего правила. Требования времени настоятельно толкают нас на развитие нрав­ственной личности, самостоятельной и самодеятельной, — этой основы не только гражданского и общественного, но вообще вся­кого человеческого существования; а наши мировоззрения нахо­дятся в вопиющем противоречии с этою насущною потребнос­тью. <…>

Не без некоторой зависти смотрим мы и с этой стороны на За­падную Европу. И есть чему позавидовать. <…> В основание евро­пейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода, возможно нестесненная, всегда была исходной точкой и идеалом в Европе. <…>

Во всех слоях нашего общества стихийные элементы подавляют индивидуальное развитие. Не говорю о нравственной личности в высшем значении слова: она везде и всегда была и есть плод развитой интеллектуальной жизни и всюду составляет исключение из об­щего правила. Нет, я беру личность в самом простом, обиходном смысле, как ясное сознание своего общественного положения и призвания, своих внешних прав и внешних обязанностей, как ра­зумное поставление ближайших практических целей и такое же ра­зумное и настойчивое их преследование. И что же? Даже в этом простейшем смысле личность составляет у нас почтенное и, к сожа­лению, редкое изъятие из общего уровня крайней распущенности во все стороны.

<…> Наше больное место — пассивность, стертость нравствен­ной личности.

Наш умственный строй // Собр. соч. в 4 т. СПб., 1899. Т. 3. С. 877-878, 881, 885.