СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО

СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО, в Российской Империи низшая единица сословного управления сельских жителей. Сельское общество составляло часть волости. Для сельского общества закон не указывал ни минимального, ни максимального предела численности населения. Распорядительным органом являлся сельский сход. Последний состоял из всех домохозяев; закон признавал домохозяином любого главу семьи, в т. ч. не обладавшего даже усадебной оседлостью (для поселян (бывших колонистов и т. д.) условием участия в сходе являлось обладание усадебной оседлостью, при отсутствии которой возможно было участие не личное, а через представителя — по одному на каждые десять взрослых работников). Участие в сходе не было ограничено также возрастом (только в Закавказье требовалось совершеннолетие) или полом, отчего участие женщин представляло обыденное явление, к тому же необходимое в местностях с развитыми отхожими промыслами. Права участия в сходе были лишены лица, состоявшие под судом и следствием по преступлениям, влекущим за собой лишение всех особенных прав, лица, отданные судом под надзор; кроме того, сам сход мог устранять членов от участия в сходе на срок не более 3 лет (у башкиров не имели права участия в сходе и магометанские духовные лица).

Компетенция сельского схода распространялась на выбор сельских должностных лиц и представителей в волостном сходе, приговоры об удалении из общества вредных и порочных членов (в результате чего появилась ссылка в местности, периодически определяемые в законодательном порядке), лишение права участия в сходе, увольнительные и приемные приговоры, дела, относившиеся к общинному пользованию землей и к распоряжению пустующими (выморочными и т. д.) участками земли при подворном пользовании, равно как и решение вопроса о переходе к подворно-наследственному пользованию надельной землей (при наличии в составе общества нескольких селений или нескольких «миров», объединенных общим актом поземельного устройства, вопросы, связанные с пользованием и владением землей, решались сходами не сельского общества, а селений, созываемыми, согласно положению от 23 июня 1899, сельским старостой), назначение опекунов и попечителей, контроль за их действиями, разрешение семейных разделов, совещания и ходатайства по общественным нуждам, вопросы благоустройства, народного продовольствия, призрения и обучения грамоте, подачу жалоб и просьб по делам общества через особых выборных, выдачу доверенностей на хождение по общественным делам, установление и раскладку сборов на мирские расходы, раскладку казенных и земских сборов и повинностей, а также взыскание недоимок (в смягченном законом от 12 марта 1903 виде). Для признания законности схода необходимо было присутствие старосты и не менее половины всех лиц, имевших право участия в нем. Решения принимались по общему правилу простым большинством; при более важных делах (приговоры о переделах, о покупке земли целыми обществами, о переходе к подворному пользованию надельной землей, о замене хлебных запасов денежными капиталами, о добровольных взносах на мирские нужды, об употреблении мирских капиталов) требовалось более двух третей.

В н. XX в. самостоятельность сельского общества в решении всех этих вопросов была ограничена: с одной стороны, некоторые постановления нуждались в утверждении уездного съезда и губернского присутствия, с другой — приговоры о раскладке окладных сборов, употреблении мирских капиталов и т. д. теряли силу в случае протеста со стороны земского начальника, который, кроме того, мог приостановить исполнение приговора, представляя его со своим заключением на уездный съезд. Сельский сход выбирал органы управления, сельского старосту и, если пожелает, в помощь ему сборщика податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ, лесных и полевых сторожей; служба по выборам была обязательна, нахождение на службе освобождало от телесных наказаний и натуральных повинностей; срок службы составлял 3 года (для сборщика податей — год). Помимо исполнения постановлений схода на старосте, с одной стороны, лежал общий надзор за благоустройством и благочинием, с другой — он являлся низшим органом полиции. Как таковой, он исполнял законные предписания всех властей, подчинялся волостному старшине; как орган полиции, он распространял свою деятельность не только на членов сельского общества, но и на всех лиц податных сословий в территориальных пределах общества. Он обладал и карательной властью. За маловажные проступки (напр., пьянство, нарушение благоприличия) староста мог подвергнуть лиц, подведомственных ему, аресту до 2 дней, использовать на общественных работах на такой же срок и оштрафовать на сумму до рубля. На постановления старосты могли подаваться жалобы земскому начальнику в семидневный срок. Сельский староста был подчинен земскому начальнику, который мог временно отстранить его от занимаемой должности или представить уездному съезду предложение об окончательном его увольнении, что, конечно, ослабляло самостоятельность исполнительного органа сельского самоуправления и, косвенно, вообще самоуправления.