Разница между европейской и русской культурой

Н. Шелгунов

Немецко-протестантская культура вся выросла на суждении; суж­дение и только суждение создало силу и гордость немца, суждение поставило Германию на то место, которое она занимает в человече­стве; суждение и только суждение создало силу и благосостояние англичан, французов и американцев. У нас же до Петра Великого общественный принцип заключался в «несуждении», и если мы выработали себе исторической традицией обезличение, то именно только потому, что боялись «суждения». Мы сложили себе даже особенное поверье, что, кто прочтет Библию, тот сойдет с ума, — до того у нас была развита боязнь, что, чего доброго, мы начнем читать да думать. Немец этого не боялся, ибо он знал, что только суждение, свободное и независимое суждение творит силу, что суждение есть высшее и совершеннейшее благо, без которого человек перестает быть человеком. <…>

Вся разница между европейской и русской культурой заключает­ся только в том, что в Европе, и в особенности в немецко-протестантских странах, суждение составляло основу развития, непремен­ный догмат его; в русской же, допетровской культуре, суждение объявлялось помехой и рассматривалось как нечто разрушающее цельность общего.

Наше «я» и немецкое «я» // В кн.: Очерки русской жизни. СПб., 1895. С. 423-424.